"Поэзия – слов благороднейших царь…" Наверное, эти великолепные строки не пришли к поэту в одночасье, а кружили над ним с момента рождения. Юный Ибрагим уже в десятилетнем возрасте целенаправленно взял в руки перо. Но пройдет еще немало времени, прежде чем самобытный поэт сможет во всеуслышание объявить свое авторство, так как по разным причинам Кунанбаев до 40 лет скрывал это, не стремился издавать свои произведения отдельными книгами. Удивительно, но его творческое наследие можно вместить всего в один объемный том. Вместе с тем популярность его лирики не знала в Степи границ – в виде песен и рукописных списков.
– Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, основоположник новой казахской письменной литературы и казахского литературного языка, философ демократ, историк, переводчик, композитор, общественный деятель, – говорит директор Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая "Жидебай – Борили" Жандос Аубакир. – Уникальность нашего земляка в том, что характеристика «великий» отражает каждую сферу его деятельности. Буквально за каждым фактом его биографии – значимое событие в масштабах этноса.
Абай родился 10 августа 1845 года в местности Сырт-Каскабулак Абайского района в семье из знатного и богатого аристократического рода биев. Начальное образование получил в родном ауле, а в 1855–1859 годах учился в школе-медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Одновременно по своему желанию посещал церковно-приходскую школу, чтобы выучить русский язык. Также Абай изучал арабские тексты, произведения восточной классической литературы. Однако отец счел, что пяти лет в медресе вполне достаточно для того, чтобы начать готовить сына к практической деятельности бия, и решил прекратить его обучение. Тогда Абай начинает огромное внимание уделять самообразованию, чтению.
С 15 лет Абай часто присутствовал на судебных разбирательствах, а в 20 он уже сам славился как хороший оратор и знаток обычаев Степи. Об авторитете Абая-бия свидетельствует то, что он неоднократно избирался посредником-примирителем (Тюбе-бием) при спорах представителей разных уездов. В 1875 году назначается волостным управителем Коныр-Кокше-Тобыктинской волости.
В мае 1885 года в местности Карамола на чрезвычайном съезде Абай избран главным судьей (бием), в этом качестве он активно участвует в утверждении нового закона из 74 параграфов, направленного на искоренение преступлений среди казахского народа. Это один из первых правовых документов на казахском языке, изданный типографским и рас среди народа. Он представлял собой свод обычаев и законов Степи, был принят на чрезвычайном съезде более ста биев ряда уездов Семипалатинской области.
Летом 1885 года Абай через ссыльного Николая Долгополова, гостившего у него в ауле, передает в созданный краеведческий музей Семипалатинска 60 экспонатов, отражающих быт казахов, ныне 30 из них хранятся в фондах музея Абая. 5 мая 1886 года Абай избран членом Статистического комитета. В 1893-м Абай и его сыновья Акылбай и Магавья вступают в Общество попечения о начальном образовании.
Середина 1880-х – плодотворное время для творчества Абая, только в 1886 году он написал 15 крупных произведений. При жизни Абая лишь четыре его стихотворения увидели свет в печатных изданиях. Первой ласточкой стало написанное в 1886-м "Лето" за подписью Кокпая Джанатаева, опубликованное в 1889-м. В том же году напечатано стихотворение "Вот и стал я волостным". В 1897-м в Казани увидели свет "Описание лошади" и "Всадник с беркутом скачет в ранних снегах". Переводческой деятельностью Абай начал заниматься с 1882-го, известны более 50 переводов поэта. "Слова назидания" были созданы в 1890–1898 гг. Даже такой краткий биографический экскурс прекрасно демонстрирует разносторонность талантов Кунанбаева. В каждом деле он доходил до совершенства, становился новатором, при этом оставаясь философом-гуманистом.
Дело Дрейфуса — судебный процесс во Франции в декабре 1894 г. (и последовавший социальный конфликт, 1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса (1859—1935), разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело сыграло огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков.
В бывшей в начале 1870-х годов войне с Пруссией Франция потерпела позорное поражение и была вынуждена отдать ей промышленно развитый Эльзас-Лотарингию. На фоне национального унижения во Франции расцвела шпиономания, вскоре переродившаяся в антисемитизм. Начались еврейские погромы в самой Франции и на ее национальных окраинах.
15 октября 1894 года капитана французского генштаба Альфреда Дрейфуса (1859-1935) на фоне антисемитизма и военной истерии Франции приговорили к пожизненному заключению. Его обвинили в продаже французских военных секретов Кайзеровской Германии. Он был публично унизительно разжалован и отправлен в тюрьму во французской Гвиане на Чёртов остров. Своей вины он не признал.
В январе 1895 года на военном плацу с еврея Альфреда Дрейфуса были срезаны его знаки отличия. Сабля эльзасского офицера под крики его сослуживцев "смерть евреям " была переломлена через колено. Во время этого позорного события на плацу присутствовал репортер из Вены. Это был Теодор Герцль. Так из дела Дрейфуса родился сионизм.
"Поэзия – слов благороднейших царь…" Наверное, эти великолепные строки не пришли к поэту в одночасье, а кружили над ним с момента рождения. Юный Ибрагим уже в десятилетнем возрасте целенаправленно взял в руки перо. Но пройдет еще немало времени, прежде чем самобытный поэт сможет во всеуслышание объявить свое авторство, так как по разным причинам Кунанбаев до 40 лет скрывал это, не стремился издавать свои произведения отдельными книгами. Удивительно, но его творческое наследие можно вместить всего в один объемный том. Вместе с тем популярность его лирики не знала в Степи границ – в виде песен и рукописных списков.
– Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, основоположник новой казахской письменной литературы и казахского литературного языка, философ демократ, историк, переводчик, композитор, общественный деятель, – говорит директор Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая "Жидебай – Борили" Жандос Аубакир. – Уникальность нашего земляка в том, что характеристика «великий» отражает каждую сферу его деятельности. Буквально за каждым фактом его биографии – значимое событие в масштабах этноса.
Абай родился 10 августа 1845 года в местности Сырт-Каскабулак Абайского района в семье из знатного и богатого аристократического рода биев. Начальное образование получил в родном ауле, а в 1855–1859 годах учился в школе-медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Одновременно по своему желанию посещал церковно-приходскую школу, чтобы выучить русский язык. Также Абай изучал арабские тексты, произведения восточной классической литературы. Однако отец счел, что пяти лет в медресе вполне достаточно для того, чтобы начать готовить сына к практической деятельности бия, и решил прекратить его обучение. Тогда Абай начинает огромное внимание уделять самообразованию, чтению.
С 15 лет Абай часто присутствовал на судебных разбирательствах, а в 20 он уже сам славился как хороший оратор и знаток обычаев Степи. Об авторитете Абая-бия свидетельствует то, что он неоднократно избирался посредником-примирителем (Тюбе-бием) при спорах представителей разных уездов. В 1875 году назначается волостным управителем Коныр-Кокше-Тобыктинской волости.
В мае 1885 года в местности Карамола на чрезвычайном съезде Абай избран главным судьей (бием), в этом качестве он активно участвует в утверждении нового закона из 74 параграфов, направленного на искоренение преступлений среди казахского народа. Это один из первых правовых документов на казахском языке, изданный типографским и рас среди народа. Он представлял собой свод обычаев и законов Степи, был принят на чрезвычайном съезде более ста биев ряда уездов Семипалатинской области.
Летом 1885 года Абай через ссыльного Николая Долгополова, гостившего у него в ауле, передает в созданный краеведческий музей Семипалатинска 60 экспонатов, отражающих быт казахов, ныне 30 из них хранятся в фондах музея Абая. 5 мая 1886 года Абай избран членом Статистического комитета. В 1893-м Абай и его сыновья Акылбай и Магавья вступают в Общество попечения о начальном образовании.
Середина 1880-х – плодотворное время для творчества Абая, только в 1886 году он написал 15 крупных произведений. При жизни Абая лишь четыре его стихотворения увидели свет в печатных изданиях. Первой ласточкой стало написанное в 1886-м "Лето" за подписью Кокпая Джанатаева, опубликованное в 1889-м. В том же году напечатано стихотворение "Вот и стал я волостным". В 1897-м в Казани увидели свет "Описание лошади" и "Всадник с беркутом скачет в ранних снегах". Переводческой деятельностью Абай начал заниматься с 1882-го, известны более 50 переводов поэта. "Слова назидания" были созданы в 1890–1898 гг. Даже такой краткий биографический экскурс прекрасно демонстрирует разносторонность талантов Кунанбаева. В каждом деле он доходил до совершенства, становился новатором, при этом оставаясь философом-гуманистом.
Дело Дрейфуса — судебный процесс во Франции в декабре 1894 г. (и последовавший социальный конфликт, 1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса (1859—1935), разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело сыграло огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков.
В бывшей в начале 1870-х годов войне с Пруссией Франция потерпела позорное поражение и была вынуждена отдать ей промышленно развитый Эльзас-Лотарингию. На фоне национального унижения во Франции расцвела шпиономания, вскоре переродившаяся в антисемитизм. Начались еврейские погромы в самой Франции и на ее национальных окраинах.
15 октября 1894 года капитана французского генштаба Альфреда Дрейфуса (1859-1935) на фоне антисемитизма и военной истерии Франции приговорили к пожизненному заключению. Его обвинили в продаже французских военных секретов Кайзеровской Германии. Он был публично унизительно разжалован и отправлен в тюрьму во французской Гвиане на Чёртов остров. Своей вины он не признал.
В январе 1895 года на военном плацу с еврея Альфреда Дрейфуса были срезаны его знаки отличия. Сабля эльзасского офицера под крики его сослуживцев "смерть евреям " была переломлена через колено. Во время этого позорного события на плацу присутствовал репортер из Вены. Это был Теодор Герцль. Так из дела Дрейфуса родился сионизм.