Тема : «Китай: традиции против модернизации». 1.Причины. суть и итоги «опиумных войн».
2.Причины движения тайпинов. Годы. Лидер. Цель. Итоги.
3.Главная цель «политики самоусиления» и результат (причины такого результата)
4.Какие европейские государства участвовали в разделе Китая на сферы влияния?
5. Цели «100 дней реформ». Лидер. Итоги.
6.Причины восстания ихэтуаней (боксёров). Годы. Цели. Итоги. Причины таких итогов.
Сделайте вывод . Почему попытки модернизации в Китае не увенчались успехом, и Китай попал в ещё большую колониальную зависимость? (сравните с Японией)
Тема: «Индия: насильственное разрушение традиционного общества»-
1.Какое государство являлось метрополией Индии? В чём проявлялась зависимость Индии от этого государства? Какая группа населения прежде всего разорялась?
2.Причины восстания сипаев (определение понятия)? Год. Лидеры.Какие группы населения участвовали? Итоги (отрицательные и положительные)
Тема : «Африка: континент в эпоху перемен»- –. Прочитать. Главный вывод--Африканский континент практически полностью (90 %) оказался в руках колонизаторов.
Тема: «Международные отношения: дипломатия или войны?»-
1.Между какими державами, и почему в конце XIXвека обостряются противоречия? К каким последствиям это приведёт? (какие военно-политические блоки будут созданы. Когда, какие страны в них входили)
2.Что такое пацифизм? Причины возникновения этого явления? Роль России в пацифистком движении на государственном уровне.
3.Вспомните, когда был создан I-й Интернационал. Какие задачи ставил? Когда был создан II-й Интернационал? Его цели? Роль в пацифистском движении?
На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пе-реносились сюда из соседнего более могущественного в то время Китая. Японский император так же, как и китай-ский, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические фун-кции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.
Однако уже в это время происходит формирование фео-дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж-дается новая форма землевладения — феодальное поместье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодаль-ный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была общи-на. Сословие феодалов в целом делилось на крупных князей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес-ленников, крестьян и дворян. По отношению к представи-телям низших слоев общества феодал обладал исключи-тельными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском тра-диционных восточных общественных отношений.
Тепло, вода, плодородная почва и трудолюбие жителей уже в глубокой древности превратили Двуречье в цветущий сад. Шумеры и аккадцы были не только трудолюбивы, но и необыкновенно изобретательны. В их стране не было ни камня, ни металла, ни дерева — одна глина. Эти великие труженики и изобретатели научились делать из глины всё: и детские игрушки, и храмы, и дворцы, и дороги. Они даже... писали на ней.
Глиняные книги. Мы пишем или печатаем на бумаге, а шумеры и аккадцы брали глину, размешивали её с водой и разминали до тех пор, пока не получалось густое и вязкое тесто. Это глиняное тесто раскатывали тонким слоем, нарезали на ровные прямоугольники и оставляли подсохнуть. Потом на эти слегка подсохшие, но ещё влажные и мягкие глиняные прямоугольные плитки наносили письменные знаки. Самой удобной для письма оказалась тростниковая палочка с острым концом. Чтобы она не скользила по глине, ее кончик делали треугольным.
Клинопись С чего все начинают учиться письму? С написания палочек. Если понаблюдать за рукой при письме, легко заметить, что книзу нажим усиливается. На бумаге это мало заметно, а на мягкой глине треугольный конец палочки оставлял знак с утолщением. Каждый знак состоял из одной или нескольких черточек, которые выходили очень похожими на маленькие клинья. Письменность шумеров так и назвали — клинопись, а глиняные прямоугольные плитки — табличками.