Тема: «Общественное движение второй половины XIX века в России»
1.Выявите основные причины зарождения революционного движения во второй половине XIX века в России.
2. Почему революционное народничество потерпело неудачу?
3.«Революционеры - народники, кто они: друзья народа, праведники, герои, авантюристы?»
4. В чем состоит суть главных идей русского социализма Герцена и Чернышевского?
Задание по текстам:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на во ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний С.Ф. Ковалика
«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного народа, но и систематического его революционизирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...
...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги».
Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина
«Различные писатели пробовали объяснить движение [революционных народников в деревню, их пропаганду в среде крестьян] влиянием извне. Влияние эмигрантов — любимое объяснение полиций всего мира... Молодёжь прислушивалась к мощному голосу Бакунина... деятельность Интернационала производила на нас чарующее впечатление. Но причины движения [революционных народников в деревню] лежали гораздо глубже.
...Мы видели, что крестьяне совершенно разорены чрезмерными податями и продажей скота для покрытия недоимок. Мы... тогда уже предвидели то полное обнищание всего населения, которое... теперь стало совершившимся фактом.
Мы знали, какой наглый грабёж идёт повсеместно в России. Мы знали о произволе чиновников... Мы постоянно слышали о ночных обысках, об арестованных друзьях, которых гноили по тюрьмам. Мы сознавали поэтому необходимость политической борьбы против этой страшной власти, убивавшей лучшие умственные силы страны...»
1. Укажите название движения революционных народников, о котором говорится в приведённых отрывках, и год, когда началось это движение.
2. На основе текста и знаний по курсу истории объясните причины возникновения движения народников. Приведите не менее трёх суждений.
3. Каковы были, по мнению авторов, цели участников названного движения? Назовите не менее двух из них.
1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии.
Получает развитие оппозиционное советскому режиму движение интеллигенции — диссидентство. К таким явлениям относилось издание «самиздатовской» литературы. Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра — Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц — синхрофазотрон. В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр — Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков-академиков Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, И. Е. Тамма, Н. Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.
Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США. Вместе с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться прежде всего за счет понижения требований к преподавательскому составу. Увеличилось число научных учреждений - до 3,2 тыс. в 1958 г.
В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс.
В 1957-1962 гг. проводились "встречи" руководителей партии и правительства с деятелями культуры и искусства, представителями советской интеллигенции, на которых звучали крайне резкие антисталинских произведений.
1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии.
Получает развитие оппозиционное советскому режиму движение интеллигенции - диссидентство. К таким явлениям относилось издание "самиздатовской" литературы.
Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон.
В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили работы советских физиков-академиков Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, И. Е. Тамма, Н. Н. Боголюбова и др. Началось производство отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.