Тема" россия в 16 веке"
вопросы для самоконтроля:
в каких условиях проходило детство ивана iv? как это отразилось на его характере?
какое значение имело провозглашение ивана iv царём?
кто входил в состав избранной рады? какой характер носили её реформы?
как изменилось административное при ивана iv? чем занимались губные старосты? кто и как ими становился? можно ли считать земский собор первым российским парламентом?
какие изменения произошли в военном деле при ивана iv? в чём особенность стрелецкого войска?
что такое опричнина? с какой целью иван грозный ввёл её, почему через 7 лет отменил? кто входил в состав опричного войска? какой была символика опричников?
против кого направлялся опричный террор? какой город зимой 1569-1570 гг. подвергся особенно жестокому разорению опричниками?
каковы непосредственные и долговременные последствия опричной политики?
чём причины активизации восточного направления внешней политики ивана грозного? какое значение имело присоединение поволжья?
каковы причины, основные события и итоги ливонской войны? в чём причины поражения россии?
кто такой ермак тимофеевич? каковы причины его военной экспедиции в сибирь? чем она закончилась?
какие первые города были основаны за уралом?
В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси,в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, при к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля.
Тоже - Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву - Он был построен на Красной площади в 1555-1561 годах по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града – Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев – Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу «Большой Колпак».