интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. это межгосударственный процесс. отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров.
они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. кроме того, если может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в мир», в то время как другие оказываются вне пространства), то в интеграцию государство включается целиком. хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию. еще одно отличие интеграционных и процессов — роль негосударственных акторов: в процессах они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
несомненно, , делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. но в то же время порождает и противоположный процесс. негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием конституции ес.
процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в северной и центральной америке, в азии — в асеан. однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ес.
что побуждает государства к интеграции? прежде всего — наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. еще одной причиной, к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: близость, стабильное развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство и социального развития, сравнимые формы правления и систем, близкий уровень военного развития и ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в мгимо.
сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. основателем функционализма считается дэвид митрани. он проанализировал причины, по которым лига наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. в этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. д. митрани делает акцент на изначальном развитии , социальной, научно- технической интеграции. политическая же интеграция остается на втором плане. д. митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как а. этциони, а. спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. тем не менее, как пишет п. а. цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в европарламент в 1979 г.».
под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма.
разрядка международной напряжённости началась после вьетнамской войны при президенте сша р. никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря г. киссинджера, которого и считают главным архитектором политики разрядки.
на словах никсон и киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. киссинджер считал, что военного превосходства над добиться уже невозможно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. следовало стремиться к разумной достаточности в области вооружений.
в 1971 г. обошёл по числу стратегических ракет сша. америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после советского союза и франции — современных производителей, соревновавшихся в продаже смерти в мегатоннах.
генеральный секретарь цк кпсс л. и. брежнев являлся сторонником соглашения с сша, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. это было важно для , поскольку перед страной стояла грандиозная повышения уровня благосостояния советского народа. конфликт с китаем стал для советского руководства ещё одной веской причиной для сближения с западом.
договоры периода разрядки
10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.
в 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между фрг и , польшей, чехословакией и гдр, по которым признавалась нерушимость послевоенных границ в европе и суверенитет гдр. кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (, сша, великобритания, франция) по западному берлину, по которому он не являлся частью фрг и имел собственное .
это был период улучшения советско-американских отношений. так, в мае 1972 г. впервые в состоялся визит президента никсона в москву, а затем ответный визит л. и. брежнева в сша. в 1972-1974 гг. между советским союзом и соединёнными штатами было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. все эти события создали условия для общеевропейского диалога о созыве совещания по безопасности и сотрудничеству в европе (ныне — обсе).
хельсинкские соглашения
1 августа 1975 г. в хельсинки главами 33 европейских государств, а также сша и канады был подписан заключительный акт, в котором подтверждалась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов устав оон. для наблюдения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного сознания в восточной европе. страны договорились о проведении регулярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.
новая конфронтация
в период разрядки международной напряжённости продолжалась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира». по-прежнему крайне сложной оставалась обстановка на ближнем востоке. на рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между сша и , которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». материал с сайта
активная поддержка так называемых социалистических режимов в анголе, мозамбике, эфиопии, никарагуа рассматривалась советским руководством как углубление «мирового революционного процесса». в соединённых штатах эти события воспринимались как поражение демократии, как следствие разрядки, которой воспользовался для распространения своего влияния. взятый советским правительством курс на форсированное развитие военной промышленности, размещение в странах организации варшавского договора новых ракет негативно отразился на разрядке. поворот к конфронтации был вызван и внешнеполитическими акциями : ввод в декабре 1979 г. советских войск в афганистан, введение в 1981 г. военного положения в польше.
сша
свою долю вины за провал разрядки несут и сша. в январе 1980 г. была выдвинута доктрина картера, согласно которой район персидского залива объявлялся зоной американских интересов. это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. в противовес советским ракетам на территории великобритании, фрг, италии были размещены американские ракеты. приход в белый дом р. рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении и крупномасштабной программой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. начался новый период конфронтации.
интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. это межгосударственный процесс. отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров.
они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. кроме того, если может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в мир», в то время как другие оказываются вне пространства), то в интеграцию государство включается целиком. хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые на его периферию. еще одно отличие интеграционных и процессов — роль негосударственных акторов: в процессах они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
несомненно, , делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. но в то же время порождает и противоположный процесс. негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием конституции ес.
процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в северной и центральной америке, в азии — в асеан. однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ес.
что побуждает государства к интеграции? прежде всего — наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. еще одной причиной, к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: близость, стабильное развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство и социального развития, сравнимые формы правления и систем, близкий уровень военного развития и ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в мгимо.
сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. основателем функционализма считается дэвид митрани. он проанализировал причины, по которым лига наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. в этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. д. митрани делает акцент на изначальном развитии , социальной, научно- технической интеграции. политическая же интеграция остается на втором плане. д. митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как а. этциони, а. спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. тем не менее, как пишет п. а. цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в европарламент в 1979 г.».
под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма.
причины разрядки
сша
разрядка международной напряжённости началась после вьетнамской войны при президенте сша р. никсоне, находившемся под сильным влиянием своего госсекретаря г. киссинджера, которого и считают главным архитектором политики разрядки.
на словах никсон и киссинджер высказывались за многополярный мир без господствующих блоков, на деле же они часто отступали от схемы, стремясь к американскому доминированию. киссинджер считал, что военного превосходства над добиться уже невозможно, да это и не является целесообразным, поскольку никакой стратегической выгоды это не даёт. следовало стремиться к разумной достаточности в области вооружений.
в 1971 г. обошёл по числу стратегических ракет сша. америка перестала быть ведущим экспортёром оружия, отойдя на третье место после советского союза и франции — современных производителей, соревновавшихся в продаже смерти в мегатоннах.
генеральный секретарь цк кпсс л. и. брежнев являлся сторонником соглашения с сша, позволявшего остановить дорогостоящую гонку вооружений. это было важно для , поскольку перед страной стояла грандиозная повышения уровня благосостояния советского народа. конфликт с китаем стал для советского руководства ещё одной веской причиной для сближения с западом.
договоры периода разрядки
10 апреля 1970 г. 80 стран подписали договор, запрещавший производство и применение биологического оружия.
в 1970-1973 гг. был подписан ряд договоров между фрг и , польшей, чехословакией и гдр, по которым признавалась нерушимость послевоенных границ в европе и суверенитет гдр. кроме того, было заключено четырёхстороннее соглашение (, сша, великобритания, франция) по западному берлину, по которому он не являлся частью фрг и имел собственное .
это был период улучшения советско-американских отношений. так, в мае 1972 г. впервые в состоялся визит президента никсона в москву, а затем ответный визит л. и. брежнева в сша. в 1972-1974 гг. между советским союзом и соединёнными штатами было заключено несколько соглашений об ограничении систем стратегических наступательных вооружений. все эти события создали условия для общеевропейского диалога о созыве совещания по безопасности и сотрудничеству в европе (ныне — обсе).
хельсинкские соглашения
1 августа 1975 г. в хельсинки главами 33 европейских государств, а также сша и канады был подписан заключительный акт, в котором подтверждалась незыблемость послевоенных границ и провозглашались 10 принципов, дополняющих в ряде пунктов устав оон. для наблюдения за исполнением решений были созданы хельсинкские группы, сыгравшие значительную роль в пробуждении общественного сознания в восточной европе. страны договорились о проведении регулярных встреч для проверки выполнения хельсинкских положений.
новая конфронтация
в период разрядки международной напряжённости продолжалась борьба двух военно-политических блоков за преобладание в странах «третьего мира». по-прежнему крайне сложной оставалась обстановка на ближнем востоке. на рубеже 1970-1980-х гг. произошёл поворот от разрядки к конфронтации. поводом к свёртыванию процесса разрядки международной напряжённости стало обострение противостояния между сша и , которое проявилось в их борьбе за влияние в странах «третьего мира». материал с сайта
активная поддержка так называемых социалистических режимов в анголе, мозамбике, эфиопии, никарагуа рассматривалась советским руководством как углубление «мирового революционного процесса». в соединённых штатах эти события воспринимались как поражение демократии, как следствие разрядки, которой воспользовался для распространения своего влияния. взятый советским правительством курс на форсированное развитие военной промышленности, размещение в странах организации варшавского договора новых ракет негативно отразился на разрядке. поворот к конфронтации был вызван и внешнеполитическими акциями : ввод в декабре 1979 г. советских войск в афганистан, введение в 1981 г. военного положения в польше.
сша
свою долю вины за провал разрядки несут и сша. в январе 1980 г. была выдвинута доктрина картера, согласно которой район персидского залива объявлялся зоной американских интересов. это означало, что для их защиты будут использованы любые, в том числе и военные, средства. в противовес советским ракетам на территории великобритании, фрг, италии были размещены американские ракеты. приход в белый дом р. рейгана с его крайне жёстким курсом в отношении и крупномасштабной программой гонки вооружений окончательно похоронил разрядку. начался новый период конфронтации.