Договор соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности.
Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично-правовые образования (международные организации, государство, муниципальные образования и пр.) . Используется в трех значениях: договор как правоотношение; как юридический факт, порождающий обязательства; как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников.
Договор в гражданском праве
В современном российском гражданском праве договоры принято считать разновидностью сделок, к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках. Данное утверждение оспаривалось в научной литературе, однако в ГК РФ установлено тождество понятий двух- и многосторонняя сделка и договор.
Договоры могут быть возмездными и безвозмездными. Любой договор, по которому хотя бы одна из его сторон за исполнения ею её обязанностей должна получить плату или иное встречное (относительно такой обязанности) возмещение, является возмездным. Безвозмездным является договор, по которому одна из сторон обязуется в чём-либо перед иной стороной без получения от неё встречного возмещения.
Возможна множественность лиц на одной из сторон договора, то есть заключение договора между несколькими лицами, с одной стороны, и одним лицом или несколькими же лицами — с другой.
Договор может быть составлен на нескольких языках. Как правило, при оспаривании в таких случаях силу имеет язык договора, на котором ведётся делопроизводство в соответствующем суде, если в самом договоре не установлен приоритет какой-либо языковой версии.
Также под договором часто подразумевают обязательства, возникающие из договора, либо документ, в котором зафиксированы его условия.
Предмет не сформировался сразу и даже сейчас сущ. разные подходы к тому, что должна изучать полит. экономия. Серьезное внимание к основам эк-ки проявлялось уже в древнем мире (работы Ксенофонта, Платона, Аристотеля; работы мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии).
Первоначально (от «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон) – это наука о ведении домашнего хозяйства. Затем «политейя» - общественное устройство, изучение на уровне общества.
Но эк. наука как упорядоченная система знаний возникла позднее 16 в. С зарождением капиталистич. буржуазного строя появ. эк. наука. Прежде всего эк. теория в этот период занималась проблемой богатства. Первая школа – меркантилизм (16-18 вв.). Представители этой школы видели гл. благо в богатстве и источник богатства общ-ва – торговля. Приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего внешней торговле, потому что он накоплению богатства, которое отождествлялось тогда с деньгами, золотом. Эк. отн-ния складыв. в процессе обмена. Монкретьен – франц. представитель, Томас Ман – англ., именно торговля источник богатства общества, Кольбер – франц.; Ранний этап – Скаруффи, Срафра.
Вторая школа – физиократы (17-18вв.). Эта школа перенесла предмет полит. эк-мии – национ. богатство из сферы обращения в сферу пр-ва. Но они пр-во сводили только к с/х деят-ти, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Кенэ: труд рабочих не производителен. Он автор «эк. таблицы». Первым попытался объяснить проблемы эк-ки в целостности эк. теории. Использовал прием аналогии: искал связи обмена в эк-ке, чтобы открыть ПО.
Классическая школа. Основоп. – У.Петти. А.Смит и Рикардо. Они поддержали, что источник бог-ва – пр-во, но пр-во, независящее от его отраслевых особенностей (это и пром-ть, и с/х, и строительство, и лесное хоз-во…).
Предметом стали – пр-во, распределение, обмен, потребление. Они обосновали систему понятий и категорий, которые отражали эк. процессы. Параллельно формируется политэкономия труда.
Осн. идея в учении Смита – минимальное вмешательство гос-ва, рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предл-ния. Эти эк. регуляторы он называл «невидимой рукой». Выступал за полную свободу торговли землей, разработал программу внешней торговли – свободная торговля, Англия, XIX в. Его вывод – источник всякого богатства в натур. и стоимостной (денежной) форме - труд. Его вклад – разделение трула на производительные, кот. увеличивает стоим-ть предмета (труд рабочего мануфактуры) и непроизводительный (домашний слуга).
Марксистская школа (конец 18 – 19 вв). Первые три школы занимались проблемой богатства. Здесь предмет – ПО, основу которых составляют отн-ния собственности.
ПО – объективные отн-ния м/у людьми в процессе пр-ва по поводу производства, распределения, обмена , и потребления.
ПО зависят от хар-ра и от уровня развития ПС. Рассм. единство ПО и ПС отношение человека к природе
ПО – необходимая сторона общ. пр-ва. Акцент в сторону труда, отн-ния труда и капитала. Анализ ПО м/у трудом и собственником.
Марксист. полит. эк-мия изучает ПО, эк. законы и категории, в кот. выражаются эти отн-ния. Эк. законы и категории выражаются не как вечные и естественные, а как исторически переходящие. Здесь предмет – ПО, основу которых составляют отн-ния собственности. ПО зависят от хар-ра и от уровня развития ПС. Рассм. единство ПО и ПС. Он осуждал все виды эксплуатации и делил их на две формы: экономич. (замаскированная, т.к. рабочий добровольно нанимается на работу и может уволиться) и внеэкономич. (рабовладельческая и феодальная). Следует сказать о трудовой теории стоим-ти, которая связана с источником бог-ва: если труд – единств. источник бог-ва, то то прибыль кап-тов и рента зем-цев – часть ст-ти, созданной трудом рабочих. Это есть приб. ст-ть. Определил ст-ть любого товара C+V+m, C-ст-ть матер. затрат, V-расходы на з/п, m-прибыль или разница м/у выручкой и C+V. Обосновал отличие C от V в образовании стоим-ти. Анализ капитала (основной и оборотный, кругооборот и оборот), эк. кризисов
След. школа – маржинализм. Представители – Менгер, Джевонс, Вальрас, Кларк, Сэй. Рассм. предельные величины. Конец 19 в. э/т изменила своему предмету и повернулась в сторону изучения поведения чел-ка, фирмы в процессе хозяйствования. Изучение поведения субъекта в условиях ограниченности ресурсов.
Неоклассическое направление. Основоп. – Маршалл. Во многом сформировалось на основе маржинализма. Рассм. предельные величины. Он разработчик теории цены, глубоко исследовал влияние спроса и предл-ния, первым попытался объединить положения научных школ: маржинализм и рикардианство. Рассм. формирование цены в кратко пред. полезность) и долго изд-ки пр-ва) периоде. Микро уровень.
соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности.
Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично-правовые образования (международные организации, государство, муниципальные образования и пр.) . Используется в трех значениях: договор как правоотношение; как юридический факт, порождающий обязательства; как документ, фиксирующий факт возникновения обязательств по воле его участников.
Договор в гражданском праве
В современном российском гражданском праве договоры принято считать разновидностью сделок, к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках. Данное утверждение оспаривалось в научной литературе, однако в ГК РФ установлено тождество понятий двух- и многосторонняя сделка и договор.
Договоры могут быть возмездными и безвозмездными. Любой договор, по которому хотя бы одна из его сторон за исполнения ею её обязанностей должна получить плату или иное встречное (относительно такой обязанности) возмещение, является возмездным. Безвозмездным является договор, по которому одна из сторон обязуется в чём-либо перед иной стороной без получения от неё встречного возмещения.
Возможна множественность лиц на одной из сторон договора, то есть заключение договора между несколькими лицами, с одной стороны, и одним лицом или несколькими же лицами — с другой.
Договор может быть составлен на нескольких языках. Как правило, при оспаривании в таких случаях силу имеет язык договора, на котором ведётся делопроизводство в соответствующем суде, если в самом договоре не установлен приоритет какой-либо языковой версии.
Также под договором часто подразумевают обязательства, возникающие из договора, либо документ, в котором зафиксированы его условия.
1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предмет не сформировался сразу и даже сейчас сущ. разные подходы к тому, что должна изучать полит. экономия. Серьезное внимание к основам эк-ки проявлялось уже в древнем мире (работы Ксенофонта, Платона, Аристотеля; работы мыслителей Древнего Египта, Китая, Индии).
Первоначально (от «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон) – это наука о ведении домашнего хозяйства. Затем «политейя» - общественное устройство, изучение на уровне общества.
Но эк. наука как упорядоченная система знаний возникла позднее 16 в. С зарождением капиталистич. буржуазного строя появ. эк. наука. Прежде всего эк. теория в этот период занималась проблемой богатства. Первая школа – меркантилизм (16-18 вв.). Представители этой школы видели гл. благо в богатстве и источник богатства общ-ва – торговля. Приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего внешней торговле, потому что он накоплению богатства, которое отождествлялось тогда с деньгами, золотом. Эк. отн-ния складыв. в процессе обмена. Монкретьен – франц. представитель, Томас Ман – англ., именно торговля источник богатства общества, Кольбер – франц.; Ранний этап – Скаруффи, Срафра.
Вторая школа – физиократы (17-18вв.). Эта школа перенесла предмет полит. эк-мии – национ. богатство из сферы обращения в сферу пр-ва. Но они пр-во сводили только к с/х деят-ти, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Кенэ: труд рабочих не производителен. Он автор «эк. таблицы». Первым попытался объяснить проблемы эк-ки в целостности эк. теории. Использовал прием аналогии: искал связи обмена в эк-ке, чтобы открыть ПО.
Классическая школа. Основоп. – У.Петти. А.Смит и Рикардо. Они поддержали, что источник бог-ва – пр-во, но пр-во, независящее от его отраслевых особенностей (это и пром-ть, и с/х, и строительство, и лесное хоз-во…).
Предметом стали – пр-во, распределение, обмен, потребление. Они обосновали систему понятий и категорий, которые отражали эк. процессы. Параллельно формируется политэкономия труда.
Осн. идея в учении Смита – минимальное вмешательство гос-ва, рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предл-ния. Эти эк. регуляторы он называл «невидимой рукой». Выступал за полную свободу торговли землей, разработал программу внешней торговли – свободная торговля, Англия, XIX в. Его вывод – источник всякого богатства в натур. и стоимостной (денежной) форме - труд. Его вклад – разделение трула на производительные, кот. увеличивает стоим-ть предмета (труд рабочего мануфактуры) и непроизводительный (домашний слуга).
Марксистская школа (конец 18 – 19 вв). Первые три школы занимались проблемой богатства. Здесь предмет – ПО, основу которых составляют отн-ния собственности.
ПО – объективные отн-ния м/у людьми в процессе пр-ва по поводу производства, распределения, обмена , и потребления.
ПО зависят от хар-ра и от уровня развития ПС. Рассм. единство ПО и ПС отношение человека к природе
ПО – необходимая сторона общ. пр-ва. Акцент в сторону труда, отн-ния труда и капитала. Анализ ПО м/у трудом и собственником.
Марксист. полит. эк-мия изучает ПО, эк. законы и категории, в кот. выражаются эти отн-ния. Эк. законы и категории выражаются не как вечные и естественные, а как исторически переходящие. Здесь предмет – ПО, основу которых составляют отн-ния собственности. ПО зависят от хар-ра и от уровня развития ПС. Рассм. единство ПО и ПС. Он осуждал все виды эксплуатации и делил их на две формы: экономич. (замаскированная, т.к. рабочий добровольно нанимается на работу и может уволиться) и внеэкономич. (рабовладельческая и феодальная). Следует сказать о трудовой теории стоим-ти, которая связана с источником бог-ва: если труд – единств. источник бог-ва, то то прибыль кап-тов и рента зем-цев – часть ст-ти, созданной трудом рабочих. Это есть приб. ст-ть. Определил ст-ть любого товара C+V+m, C-ст-ть матер. затрат, V-расходы на з/п, m-прибыль или разница м/у выручкой и C+V. Обосновал отличие C от V в образовании стоим-ти. Анализ капитала (основной и оборотный, кругооборот и оборот), эк. кризисов
След. школа – маржинализм. Представители – Менгер, Джевонс, Вальрас, Кларк, Сэй. Рассм. предельные величины. Конец 19 в. э/т изменила своему предмету и повернулась в сторону изучения поведения чел-ка, фирмы в процессе хозяйствования. Изучение поведения субъекта в условиях ограниченности ресурсов.
Неоклассическое направление. Основоп. – Маршалл. Во многом сформировалось на основе маржинализма. Рассм. предельные величины. Он разработчик теории цены, глубоко исследовал влияние спроса и предл-ния, первым попытался объединить положения научных школ: маржинализм и рикардианство. Рассм. формирование цены в кратко пред. полезность) и долго изд-ки пр-ва) периоде. Микро уровень.