ТЕСТ
1. Какие мнения существуют о возникновении человека? Что об этом говорят ученые? 2. Что такое род? Как он появился? 3. Как умение добывать огонь повлияло на жизнь первобытных людей? Какое значение это имело?4. Как существовали первобытные люди? Какую роль в их жизни играли соби
рательство и охота?
5. Назовите первые орудия труда. Из чего их изготавливали?
6. Как появились земледелие и скотоводство?
7. Какие жилища имели первобытные люди?
8. Как вы понимаете выражения «мотыжное земледелие»,
"пахотное земледе-
9.
лие»? В чем различие между ними?
Что такое кочевое скотоводство? В чем его экономическое преимущество и в
чем трудности занятия им?
10. Как появились племена и союзы племен? Каково их значение в развитии
человеческого общества?
11.
11. Какие орудия труда изготавливали из меди и бронзы? Какую роль они сыгра-
ли в хозяйственном развитии людей?
12. В чем преимущество орудий труда из металла?
13. Как появилась частная собственность? Как вы понимаете имущественное и
социальное неравенство?
14. Как укреплялась власть вождей?15. Как появились первые образцы скульптурной живописи? Вспомните ристнки
на скалах и скульптурные изображения.
16. Как объясняли древние люди происхождение мира?
17. Как появилось искусство музыки и танца? Что вы знаете о появлении первых
музыкальных инструментов?
18. Как появилась письменность? Что такое письмо посредством рисунков? Как
появились буквы?
19. Как формировались религиозные представления? Что такое преклонение
перед силами природы?
20. Как вы думаете, в чем важность изучения истории первобытнообщинного строя?
1. Поэт Аристофан в своих комедиях зло издевался над Клеоном, ставшим первым стратегом после Перикла. Он изображал его взяточником и лжецом. В комедии «Всадники» издевка была настолько резкой, что ни один актер не согласился исполнять роль Клеона. Выступить в этой роли пришлось самому Аристофану. Комедия имела шумный успех в афинском театре. Подумайте, были ли возможна постановка подобной комедии, если бы в Афинах не было демократии.
Нет, постановка комедии на такую тему не была реальна, если бы в Афинах не было демократии. Демократия предполагала свободу выбора и действий граждан, даже если это не угодно власти.
2. Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? Какое государство кажется вам более справедливым?
Различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте следующие:
в Древнем Египте правил фараон, который получал власть по наследству, а не за свои Власть фараона была безграничной и никем не контролировалась.
в Афинах же была демократия: существовало Народное собрание, в котором принимали участие граждане Афин. Собрание принимало решение объявлять войну или нет, утверждало мирные договора, принимало законы, распоряжалось казной и др. Собрание же выбирало 10 стратегов, которые руководили Афинами. Таким образом, власть в Афинах не принадлежала одному человеку и все граждане участвовали в жизни государства.
3. Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым? Какая часть населения Афин не принимала участия в управлении?
Если сравнивать Афинское государство с другими древними государствами, то оно было образцовым. Хотя не принимали участие в жизни Афин переселенцы, женщины, лица моложе 20 лет, все же тот факт, что власть формировалась выборным путем и принадлежала большинству, значительно отличало Афины от других государств.
В 80-90-е годы нашего столетия как в западноевропейской, так и российской науке вновь появились попытки переосмыслить значение для истории Руси и, соответственно - России, политику князя Александра Невского, и свести его гражданский и духовный подвиг даже не к рядовому, типичному для князя-воина поступку, а к роковой ошибке, предопределившей "не тот" путь развития средневековой Руси, а затем и России.
Критический анализ деяний Александра Невского дан в книге главы английских историков-славистов профессора Оксфордского университета Джона Феннела "Кризис средневековой Руси. 1200-1304.", вышедшей в свет в 1983 г. в Лондоне (переиздана в переводе на русский язык издательством "Прогресс" в 1989 г.), а также статье И. Н. Данилевского "Один из любимых героев детства" ("Знание-сила". 1994. № 7.)[1]. И. Н. Данилевский пошел еще дальше своего английского коллеги и поставил перед собой задачу развенчать столетиями слагавшийся миф о великом князе Александре Ярославиче.