Тестовые задания. 1.Где находился центр Западно - Тюркского каганата?
А) Мангистау. В) Мавераннахр С)Семиречье. D) Алтай. Е) Монголия.
2. Как называлось раннефеодальное государство тюркских племен?
А) Княжество. В) Полисы. С) Ханства. D) Каганаты. Е)Королевство.
3.В каком веке земли Казахстана попали под власть могущественной державы — Тюркского каганата? А) III век. В) Начало I века. С) Середина IV века. D) VI век. Е) V век.
4.В каких источниках впервые в 542 году упоминается этноним «тюрк»?
А) Индийских. В) Персидских. С) Греческих. D) Китайских. Е) Монгольских.
5. Главная цель, которую преследовали тюрки при набегах на соседние племена.?
А) Расширение своих земель. В) Захват скота. С) Захват рабов.
D) Сбор налогов. Е) Уничтожение переселений и народа.
6. Как назывался наместник Западно-Тюркского каганата, контролировавший сбор податей?
А) Гуньмо. В) Аксакал. С) Тудун. D) Карабудун. Е) Хунтайджи.
7. В чьих руках была высшая судебная власть в Западно-Тюркском каганате?
А) Жабгу. В) Тархан. С) Кул-еркиндер. D) Елтебер. Е) Гуньмо.
8.При каком кагане Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии?
А) При Бумыне . В) При Мукане. С) При Джегуе. D) При Уч-Элике. Е) При Сакал
9.С каким государством в 561 - 563 годах тюрки заключили союз против эфталитов?
А) с Ираном. В) с Византией. С) с Китаем. D) с Урарту. Е) с Римом.
10.. Под каким названием вошел в историю Казахстана период с VI по XII века н.э.?
А) Тюркский период. В) Арабский период. С) Монгольский период. D) Кыпчакский период. Е) Карлукский период
Объяснение:Хлеб на столе
С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.
Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и мы сами, каждый из нас — ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.
С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.
Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок — тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб — черствеют души.
Ты и твой хлеб
«Хлеб — всему голова, — так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб — это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб — это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.
Хлеб — это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб — мерило нашей воспитанности и духовности.
Хлеб
Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные во общества. Вот почему во о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекаре
Памятником битвы на Дону, о которой летописец недаром записал, что "от начала миру сеча не была такова", можно считать также основанный на берегу Москвы-реки Ново-Угрешский монастырь.
Еще при жизни Дмитрия Ивановича в субботу перед днем Димитрия Солунского (26 октября) во всех церквях стали поминать павших на Куликовом поле. За века обряд несколько изменился — в Дмитриевскую субботу служат панихиду по всем воинам, сложившим свои головы за свободу нашего Отечества.
Разорение Москвы ханом Тохтамышем
В 1382 году, через два года после Куликовской битвы, татарский хан Тохтамыш предпринял поход на Москву. Разгромив на реке Калке остатки армии Мамая, он захватил власть и захотел восстановить зависимость русских княжеств от Орды. Однако после поражения на Куликовом поле татары не смели в открытую идти на Русь, боялись сражения с русской ратью. Поэтому они "идяше безвестно, внезапу, с умением" напали на Москву неожиданно.
Узнав о приближении орд Тохтамыша, Дмитрий Донской хотел выйти ему навстречу с войском, но не смог быстро собрать армию: после Куликовской битвы "оскуде бо отнюд вся земля Русская воеводами и слугами, и всеми воинствы". Не было сил, необходимых для защиты Москвы. Дмитрий Донской уехал в Кострому собирать полки. Его жена, митрополит и бояре тоже покинули город.
Народ, возмущенный поведением знати, собрался на вече и решил сам защищать город. Сказав "имеем бо град камен тверд и врата железны",
жители Москвы укрылись за стенами Кремля и приготовились к обороне. Возглавил ее князь Остей — внук литовского князя Ольгерда, которого, вероятно, Дмитрий Донской оставил защищать город. По приказу Остея были сожжены посады вокруг Кремля, чтобы противник не смог заполнить бревнами ров и набросать их и хворост у стен крепости, дабы потом по ним подняться наверх.
Москвичи между зубцами каменных стен поставили для защиты от стрел противника толстые щиты — заборола. Заборольники, т.е. воины, стоящие за заборолами, кипятили в больших котлах воду, чтобы облить ею наступающего противника. Тут же лежали камни, каменные ядра, стрелы.
Объяснение: