современная рассеянная (распределенная) мануфактура — это способ производства товара, при котором все элементы технологического процесса распределены по домохозяйствам (работным избам) или иным местам производства (например, гаражам)[4]. в своей организационной форме рассеянные мануфактуры в значительной мере наследуют дореволюционные практики[5][6].
исследованию современных рассеянных (распределенных) мануфактур и актуализация этого термина посвящены работы отечественных социологов симона кордонского и юрия плюснина[7][8], а также несколько исследовательских проектов фонда «хамовники»[2].
причинами возникновения рассеянных (распределенных) мануфактур указанные выше авторы считают «сохраняющиеся до сих пор негативные процессы в местной , в том числе отсутствие рынка труда и чрезмерное регулирующее государственное воздействие на малый бизнес»[8]. а институциональными факторами, приводящими к образованию таких мануфактур, — «ресурсную уникальность локальной территории и/или уникальность промыслов местного населения»[8].
по направлению движения ресурсов современные рассеянные (распределенные) мануфактуры можно разделить на горизонтальные и вертикальные.
горизонтальные мануфактуры полностью децентрализованы, быстро реагируют на малейшие изменения внешней среды (изменение законодательства, политики властей и т. все занятые в такой мануфактуре равны в правах и получают свою долю прибыли от реализации конечного продукта согласно вложенному труду[9]. «в работе одной такой мануфактуры может быть задействовано до 10-15 семей, а в отдельном поселении кустарями могут быть от 25 до 100 процентов населения»[10].
такой тип организации мануфактуры характерен в первую очередь для тех видов деятельности, в которых первоначальный ресурс добывается (сельское хозяйство, скотоводство и т. в качестве примера подобных мануфактур симон кордонский и юрий плюснинприводят пуховое производство: «в новохоперске и урюпинске мы обнаружили, что там есть целое пуховое производство: одни выращивают скот, другие обрабатывают пух, третьи вяжут пуховые изделия, четвёртые вывозят это на рынок, а кто-то (в частности, цыгане) их, например, в поездах. это полный цикл изготовления изделия, за счет которого живёт половина города»[7]. или другой пример: «в демидове смоленской области налажены огуречные мануфактуры — от рассады до „бочкования“»[11].
вертикальные рассеянные (распределенные) мануфактуры более централизованы за счет того, что ресурсы (например, сырье для производства) поступают от одного источника к нескольким, часто не связанным друг с другом, работникам, которые производят конечный товар и его обратно. таким образом, например, устроено производство обуви в кимрах: фабрика получает крупный заказ, выполнение которого поручает частным сапожникам-надомникам, обеспечивая их всем необходимым сырьем (кожа, колодки и т. .
Рыцари считали крестьян людьми второго сорта: низкими, необразованными, грубыми. Но вместе с тем крестьяне играли важнейшую роль в жизни средневекового общества. Считалось, что крестьяне, как еретики и евреи, являются потомками ветхозаветного Ханаана, который был сыном Хама. Хам, в свою очередь, был одним из сыновей Ноя, который надсмеялся над Ноем отца, когда тот был пьян. Ной сказал Ханаану пророческие слова: «Раб рабов будет он у братьев своих». Вот и стали потомки Ханаана крестьянами, которые занимали самое низкое положение в средневековом обществе.
Вместе с тем, согласно христианской морали, которая в Средневековье была господствующей, крестьяне – это люди, души который легче достигнут царства Божия, потому как крестьяне бедны.
Действительно, бедность крестьян в Средневековье не знала пределов. Они постоянно голодали, умирали от многочисленных болезней во время эпидемий. Они пытали протестовать против феодалов, но силы бедных крестьян и хорошо вооруженных рыцарей были неравными. Крестьян презирали. Им говорили о том, что они живут на земле феодала или на земле, которая принадлежит монастырю. Следовательно, все, что находится в их хозяйстве, также принадлежит феодалу. Крестьянину принадлежит только его жизнь.
Крестьяне часто воровали урожай с полей своего господина и поджигали его с целью отомстить за мздоимство, охотились в господских лесах без разрешения, ловили рыбу в господских водоемах, за что их жестоко наказывали.
Крестьяне не имели права покидать господские земли без разрешения. Беглых крестьян ловили и жестоко наказывали. Крестьяне вынуждены были обращаться к своему господину, если возникала необходимость решить какой-нибудь спор. Господин должен был рассудить крестьян по справедливости
современная рассеянная (распределенная) мануфактура — это способ производства товара, при котором все элементы технологического процесса распределены по домохозяйствам (работным избам) или иным местам производства (например, гаражам)[4]. в своей организационной форме рассеянные мануфактуры в значительной мере наследуют дореволюционные практики[5][6].
исследованию современных рассеянных (распределенных) мануфактур и актуализация этого термина посвящены работы отечественных социологов симона кордонского и юрия плюснина[7][8], а также несколько исследовательских проектов фонда «хамовники»[2].
причинами возникновения рассеянных (распределенных) мануфактур указанные выше авторы считают «сохраняющиеся до сих пор негативные процессы в местной , в том числе отсутствие рынка труда и чрезмерное регулирующее государственное воздействие на малый бизнес»[8]. а институциональными факторами, приводящими к образованию таких мануфактур, — «ресурсную уникальность локальной территории и/или уникальность промыслов местного населения»[8].
по направлению движения ресурсов современные рассеянные (распределенные) мануфактуры можно разделить на горизонтальные и вертикальные.
горизонтальные мануфактуры полностью децентрализованы, быстро реагируют на малейшие изменения внешней среды (изменение законодательства, политики властей и т. все занятые в такой мануфактуре равны в правах и получают свою долю прибыли от реализации конечного продукта согласно вложенному труду[9]. «в работе одной такой мануфактуры может быть задействовано до 10-15 семей, а в отдельном поселении кустарями могут быть от 25 до 100 процентов населения»[10].
такой тип организации мануфактуры характерен в первую очередь для тех видов деятельности, в которых первоначальный ресурс добывается (сельское хозяйство, скотоводство и т. в качестве примера подобных мануфактур симон кордонский и юрий плюснинприводят пуховое производство: «в новохоперске и урюпинске мы обнаружили, что там есть целое пуховое производство: одни выращивают скот, другие обрабатывают пух, третьи вяжут пуховые изделия, четвёртые вывозят это на рынок, а кто-то (в частности, цыгане) их, например, в поездах. это полный цикл изготовления изделия, за счет которого живёт половина города»[7]. или другой пример: «в демидове смоленской области налажены огуречные мануфактуры — от рассады до „бочкования“»[11].
вертикальные рассеянные (распределенные) мануфактуры более централизованы за счет того, что ресурсы (например, сырье для производства) поступают от одного источника к нескольким, часто не связанным друг с другом, работникам, которые производят конечный товар и его обратно. таким образом, например, устроено производство обуви в кимрах: фабрика получает крупный заказ, выполнение которого поручает частным сапожникам-надомникам, обеспечивая их всем необходимым сырьем (кожа, колодки и т. .
Вместе с тем, согласно христианской морали, которая в Средневековье была господствующей, крестьяне – это люди, души который легче достигнут царства Божия, потому как крестьяне бедны.
Действительно, бедность крестьян в Средневековье не знала пределов. Они постоянно голодали, умирали от многочисленных болезней во время эпидемий. Они пытали протестовать против феодалов, но силы бедных крестьян и хорошо вооруженных рыцарей были неравными. Крестьян презирали. Им говорили о том, что они живут на земле феодала или на земле, которая принадлежит монастырю. Следовательно, все, что находится в их хозяйстве, также принадлежит феодалу. Крестьянину принадлежит только его жизнь.
Крестьяне часто воровали урожай с полей своего господина и поджигали его с целью отомстить за мздоимство, охотились в господских лесах без разрешения, ловили рыбу в господских водоемах, за что их жестоко наказывали.
Крестьяне не имели права покидать господские земли без разрешения. Беглых крестьян ловили и жестоко наказывали. Крестьяне вынуждены были обращаться к своему господину, если возникала необходимость решить какой-нибудь спор. Господин должен был рассудить крестьян по справедливости