в 1801 г. на российский престол вступил император александр i. он родился в 1777 году. его отец павел петрович в это время был наследником престола, нелюбимым и презираемым своей матерью, императрицей екатериной іi. сразу же после рождения александра бабушка ваяла его под свою опеку. она надеялась вырастить из него образованного человека, идеального правителя огромной страны. после рождения своего первого внука екатерина ii поступила так, как когда-то поступила с ним елизавета петровна: она фактически отстранила его мать, марию федоровну, от воспитания ребенка. с раннего детства мальчик рос при двух дворах-конкурентах, нигде не смея обнаружить своих истинных чувств. постоянное лавирование между ними приучило александра «жить на два ума, держать две парадные » (в.ключевский), развило в нем замкнутость, недоверие к людям, осторожность. все, кто писал о личности александра, отмечали, с одной стороны, его ум, образованность, мягкую манеру поведения, эмоциональную уязвимость, личную привлекательность, большую религиозность. с другой стороны, биографы замечали в нем пассивность, способность быстро увлекаться и разочаровываться, честолюбие, тщеславие, недоверчивость, двуличность, . ничего непонятно? подрос, императрица постаралась подобрать для него хороший учителей. главную роль в формировании взглядов александра политические взгляды александра павловича отвечали самым передовым требованиям времени. когда мальчик сыграл швейцарец ф. лагарп, приглашенный в россию и качестве его наставника. республиканец, идей французского просветительства, которого екатерина ii пригласила для воспитания любимого внука, больше всего причастен к формированию либеральных взглядов александра. впоследствии тот признает: «всем, что я знаю, и, возможно, всем, что во мне есть хорошего, я обязан лагарпу». замечание 1 именно под влиянием лагарпа еще в конце 1790-х годов наследник российского престола высказывался о возможности введения в россии конституции и народного представительства. другой наставник александра – священник а. самборский – обращал его внимание на опыт франции, считая, что революции можно предотвратить своевременными реформами. став императором, александр едва ли осознавал сложность реализации любых изменений в тогдашней россии. личностные черты и характер императора александр і был человеком разносторонне образованным, сторонником идей эпохи просвещения. к тому же он был на редкость добросовестен: на протяжении десяти лет он почти неотлучно находился возле александра, сам преподавал ему , стремясь как можно теснее связать ее с современными событиями. при каждом удобном случае лагарп внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, любовь к просвещению. и хотя эти уроки носили самый общий характер, александр, привязавшийся к наставнику, увлекся его идеями. положение изменилось, когда во франции началась революция, воплотившая в жизнь многие идеи просветителей. екатерину потрясли кровавые события революции: она резко изменила свое отношение и к просветителям, и к их идеям, а лагарп покинул россию, но, как показало время, его уроки оказали серьезное влияние на александра і. первые внутриполитические мероприятия нового императора были направлены на отмену одиозных распоряжений павла. он пообещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабушки екатерины ii, восстановил жалованные грамоты дворянству и , отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и , возвратил из ссылок и снял опалу со всех чиновников и офицеров, которые пострадали из-за павла. маневрируя между различными группами влияния – екатерининскими вельможами, заговорщиками, друзьями своей юности, александр i дал понять, что намерен провести серьезные реформы.
В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Из числа прототюркских союзов, создавших государства, гунны, как и усуни и кангюй, сыграли существенную роль в истории Казахстана.
Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э|) охватывала огромные Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы.
Усиление гуннов и начало формирования империи связано с кризисом в Центральной Азии в III в. до н.э. В то время, как отмечают китайцы, дунху были сильны, а юечжи достигли своего расцвета. Гунны находились между ними, однако стремительное возвышение гуннских племен при Модэ шаньюе и при его сыне Лаошань заставило их признать условия вассалитета. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. Во К в. До н.э. гунны (заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров» В это время под властью Шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» — ухуань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н.э. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией греко- бактрийского государства, а затем создали Кушанскую державу.
Кризис восточного гуйнского государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с кочевых соседей гуннов - ухуаней, усуней, динлинов нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э., общество гуннов раскололось на южных и северных.
В период кризиса (Ill-IV вв.) гунны двинулись в двух направлениях - к югу и западу и появились в степях юго-восточной Европы в 70-х гг. IV в. Пройдя тысячи километров по сибирским и Уральским степям сквозь земли угро-язычных народов, затем присоединив приазовских алан, гунны переправились через Керченский пролив, разгромили города Боспорского царства. К 376 г. гунны оказались непосредственно у стен Рима.
Завоевание территории Западной Европы началось при Баламере (375 т.), продолжалось при Ругиле (первая треть V в.), и завершилось при Атилле (445-453 г.). К нашествию подключались огромные массы тюрко- и угро- язычных племен. В середине IV века в состав гуннской орды вошли ирано¬язычные аланы, а затем и германоязычные племена. Так была создана гуннская империя в Европе.
Одно из крупных событий времен Западногуннской империи - Каталаунское сражение, известное как «битва народов». Произошла она в 451 г. на территории современной Франции между Римом и гуннами, на поле брани остались убитыми около 200 тыс. человек.
Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи средневековья и феодализма. Великое переселение народов явилось удачной социальной революцией для Европы, ознаменовавшей конец рабовладельческого производства и переход к феодализму.
Территория Средней Азии была освоена гуннами еще в период правления Моде шаньюя. В V в. н.э юго-западные группы гуннов (белые гунны) оказались в непосредственной близости от Сасанидского Ирана. В период междоусобных войн в 450-х гг. царь Пероз в обмен на их эфталитам (белые гунны) уступил восточный Тохаристан (Бактрию). В 484 г. Сасанидская армия была наголову разбита эфталитами. Иран до конца VI в. платил дань белым гуннам. История господства белых гуннов в Средней Азии насчитывает почти два столетия (420-565 гг.).
С 557 г. тюрки стали вести масштабные завоевательные походы, которые завершились к 565 г. полной ликвидацией государства Белых гуннов В западных и восточных источниках белых гуннов часто называют эфталитами, по имени их правителя Эфталаноса (470-496 гг.).
Общественное устройство гуннов имело сложную картину. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший в лучшие годы державы неограниченной властью. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения», позже именовавшиеся «начальниками над 10 тысячами всадников». В свою очередь, темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Несмотря на чрезвычайное усиление центральной власти, в гуннском обществе продолжали действовать народное собрание и совет старейшин.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.
в 1801 г. на российский престол вступил император александр i. он родился в 1777 году. его отец павел петрович в это время был наследником престола, нелюбимым и презираемым своей матерью, императрицей екатериной іi. сразу же после рождения александра бабушка ваяла его под свою опеку. она надеялась вырастить из него образованного человека, идеального правителя огромной страны. после рождения своего первого внука екатерина ii поступила так, как когда-то поступила с ним елизавета петровна: она фактически отстранила его мать, марию федоровну, от воспитания ребенка. с раннего детства мальчик рос при двух дворах-конкурентах, нигде не смея обнаружить своих истинных чувств. постоянное лавирование между ними приучило александра «жить на два ума, держать две парадные » (в.ключевский), развило в нем замкнутость, недоверие к людям, осторожность. все, кто писал о личности александра, отмечали, с одной стороны, его ум, образованность, мягкую манеру поведения, эмоциональную уязвимость, личную привлекательность, большую религиозность. с другой стороны, биографы замечали в нем пассивность, способность быстро увлекаться и разочаровываться, честолюбие, тщеславие, недоверчивость, двуличность, . ничего непонятно? подрос, императрица постаралась подобрать для него хороший учителей. главную роль в формировании взглядов александра политические взгляды александра павловича отвечали самым передовым требованиям времени. когда мальчик сыграл швейцарец ф. лагарп, приглашенный в россию и качестве его наставника. республиканец, идей французского просветительства, которого екатерина ii пригласила для воспитания любимого внука, больше всего причастен к формированию либеральных взглядов александра. впоследствии тот признает: «всем, что я знаю, и, возможно, всем, что во мне есть хорошего, я обязан лагарпу». замечание 1 именно под влиянием лагарпа еще в конце 1790-х годов наследник российского престола высказывался о возможности введения в россии конституции и народного представительства. другой наставник александра – священник а. самборский – обращал его внимание на опыт франции, считая, что революции можно предотвратить своевременными реформами. став императором, александр едва ли осознавал сложность реализации любых изменений в тогдашней россии. личностные черты и характер императора александр і был человеком разносторонне образованным, сторонником идей эпохи просвещения. к тому же он был на редкость добросовестен: на протяжении десяти лет он почти неотлучно находился возле александра, сам преподавал ему , стремясь как можно теснее связать ее с современными событиями. при каждом удобном случае лагарп внушал своему ученику ненависть к деспотизму, стремление к законности, любовь к просвещению. и хотя эти уроки носили самый общий характер, александр, привязавшийся к наставнику, увлекся его идеями. положение изменилось, когда во франции началась революция, воплотившая в жизнь многие идеи просветителей. екатерину потрясли кровавые события революции: она резко изменила свое отношение и к просветителям, и к их идеям, а лагарп покинул россию, но, как показало время, его уроки оказали серьезное влияние на александра і. первые внутриполитические мероприятия нового императора были направлены на отмену одиозных распоряжений павла. он пообещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабушки екатерины ii, восстановил жалованные грамоты дворянству и , отменил запрет на выезд за границу, на европейскую одежду и , возвратил из ссылок и снял опалу со всех чиновников и офицеров, которые пострадали из-за павла. маневрируя между различными группами влияния – екатерининскими вельможами, заговорщиками, друзьями своей юности, александр i дал понять, что намерен провести серьезные реформы.
В середине 1 тыс. до н. э на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший название хунну (гунны). Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов». Из числа прототюркских союзов, создавших государства, гунны, как и усуни и кангюй, сыграли существенную роль в истории Казахстана.
Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э|) охватывала огромные Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы.
Усиление гуннов и начало формирования империи связано с кризисом в Центральной Азии в III в. до н.э. В то время, как отмечают китайцы, дунху были сильны, а юечжи достигли своего расцвета. Гунны находились между ними, однако стремительное возвышение гуннских племен при Модэ шаньюе и при его сыне Лаошань заставило их признать условия вассалитета. Одновременно гунны начали масштабные походы в Китай. Во К в. До н.э. гунны (заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров» В это время под властью Шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» — ухуань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н.э. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией греко- бактрийского государства, а затем создали Кушанскую державу.
Кризис восточного гуйнского государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с кочевых соседей гуннов - ухуаней, усуней, динлинов нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э., общество гуннов раскололось на южных и северных.
В период кризиса (Ill-IV вв.) гунны двинулись в двух направлениях - к югу и западу и появились в степях юго-восточной Европы в 70-х гг. IV в. Пройдя тысячи километров по сибирским и Уральским степям сквозь земли угро-язычных народов, затем присоединив приазовских алан, гунны переправились через Керченский пролив, разгромили города Боспорского царства. К 376 г. гунны оказались непосредственно у стен Рима.
Завоевание территории Западной Европы началось при Баламере (375 т.), продолжалось при Ругиле (первая треть V в.), и завершилось при Атилле (445-453 г.). К нашествию подключались огромные массы тюрко- и угро- язычных племен. В середине IV века в состав гуннской орды вошли ирано¬язычные аланы, а затем и германоязычные племена. Так была создана гуннская империя в Европе.
Одно из крупных событий времен Западногуннской империи - Каталаунское сражение, известное как «битва народов». Произошла она в 451 г. на территории современной Франции между Римом и гуннами, на поле брани остались убитыми около 200 тыс. человек.
Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи средневековья и феодализма. Великое переселение народов явилось удачной социальной революцией для Европы, ознаменовавшей конец рабовладельческого производства и переход к феодализму.
Территория Средней Азии была освоена гуннами еще в период правления Моде шаньюя. В V в. н.э юго-западные группы гуннов (белые гунны) оказались в непосредственной близости от Сасанидского Ирана. В период междоусобных войн в 450-х гг. царь Пероз в обмен на их эфталитам (белые гунны) уступил восточный Тохаристан (Бактрию). В 484 г. Сасанидская армия была наголову разбита эфталитами. Иран до конца VI в. платил дань белым гуннам. История господства белых гуннов в Средней Азии насчитывает почти два столетия (420-565 гг.).
С 557 г. тюрки стали вести масштабные завоевательные походы, которые завершились к 565 г. полной ликвидацией государства Белых гуннов В западных и восточных источниках белых гуннов часто называют эфталитами, по имени их правителя Эфталаноса (470-496 гг.).
Общественное устройство гуннов имело сложную картину. Во главе страны стоял шаньюй, обладавший в лучшие годы державы неограниченной властью. Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения», позже именовавшиеся «начальниками над 10 тысячами всадников». В свою очередь, темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Несмотря на чрезвычайное усиление центральной власти, в гуннском обществе продолжали действовать народное собрание и совет старейшин.
Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.