Земский собор, или, по памятникам тех времен, «совет всея земли» , «вся земля» , «собор» . от боярской думы – этого махового колеса всего государственного механизма, по выражению проф. в. о. ключевского, земский собор отличался, помимо состава, прежде всего тем, что не был постоянным учреждением, работавшим без перерыва, и никогда не были твердо и определенно установлены законом случаи, когда следовало собираться земскому собору. старинное название земского собора советом всея земли, быть может, лучше всего определяет его значение в государственном механизме. земские соборы были советами всея земли при правительстве, которое они включали в свой состав, хотя и действовали по почину правительства в тех трудных и тяжелых случаях государственной жизни, когда верховная власть не хотела или не могла взять на себя почин в разрешении того или иного вопроса. земский собор являлся в таких случаях силой, решающей дело бесповоротно. такое значение придавало земскому собору его устройство. в состав земского собора входил, во-первых, освященный собор, т. е. высшее духовенство церкви, во главе с митрополитом, а позднее с патриархом; во-вторых, боярская дума – верховное правительственное учреждение московского государства; в-третьих, представители различных чинов и местностей московского государства. эти-то последние и сообщали всему собранию характер и значение земского собора. совместные заседания боярской думы и освященного собора происходили сравнительно часто, и того чрезвычайного значения, какое имели земские соборы, эти совещания не могли иметь. только присоединение к боярской думе и освященному собору представителей от чинов московского государства создавало земский собор. чтобы он мог состояться, необходимо было соединение всех трех его основ, с царем во главе, и отсутствие одной из них делало собор невозможным.
Он уничтожил войска готов кроме конницы алларих успел спасти конницучерез несколько лет после разделения империи над италией нависла грозная опасность. мечтая завладеть сокровищами рима, аларих, вождь германского племени готов, двинул свои полчища на «вечный город». на всем пути от придунайских областей, где жили готы, до альпийских гор угнетенный люд поддерживал алариха. рабы и колоны присоединялись к готам, показывали им тайники, где бежавшие в страхе римляне спрятали оружие и хлеб. в предгорьях альп путь готам преградило римское войско. правда, римлян в нем было мало большинство воинов составляли галлы и германцы. командовал имперским войском блестящий военачальник стилихон, германец из племени вандалов. он разгромил готов, лишь конницу аларих сумел увести с поля боя. в ту пору императором на западе был трусливый и завистливый гондрий. в дни готского нашествия он отсиживался на севере италии в крепости, окруженной мощными стенами и топкими болотами. в одержанной над готами победе никаких заслуг гонорий не имел. однако именно он праздновал триумф, как если бы был великим полководцем. по улицам рима за колесницей императора шли солдаты, везли военную добычу и статую алариха, закованную в цепи. между тем аларих собрал войско сильнее прежнего и снова двинулся на рим. он был готов на мир, но требовал за это огромный выкуп. стилихон лучше других понимал, как мало сил для отражения врагов. он убедил гонория, что надо выиграть время и собрать требуемую сумму среди богачей. приближенные императора неохотно расставались со своим золотом. когда же опасность миновала, они настроили императора против его полководца. клеветали, что будто стилихон замыслил захват верховной власти, сговорился с аларихом: ведь они оба германцы! гонорий поверил лжи и повелел казнить стилихона. тщетно тот искал убежище в церкви. его схватили, объявили врагом отечества и обезглавили.кратко