Стоянки первобытного человека обнаружены во многих областях Африки, Азии и Европы. В Средней Азии древнейшие каменные орудия труда найдены на стоянках Селенгур в долине Ферганы и Кульбулак в Ташкентском оазисе. Эти грубые галечные орудия, оббитые в виде острия получили название чопперы.Орудия труда были очень простыми. Человек, вооруженный заостренными камнями и дубинкой, охотился на животных, с палки-копалки он выкапывал съедобные корни и клубни растений. Таким образом, человек брал то, что давала ему природа, поэтому древнейшие занятия людей — собирательство и охота называются присваивающим хозяйством. Всемирно известным памятником периода среднего палеолита является пещера Тешикташ, открытая в 1938г. В ней обнаружено около 300 каменных орудий труда и огромное количество костей животных — горного козла, оленя, дикой лошади, леопарда, зайца, мелких грызунов, а также птиц.Самой известной находкой в Тешикташе явилась останки человека, принадлежавшие первобытному мальчику 8–9 лет. Сохранился его череп с нижней челюстью. Это один из немногих обнаруженных археолагами череп неандертальца и одно из первых древнекаменного века. Тело умершего мальчика поместили в специально вырытую в глубине пещеры яму, вокруг него воткнули в землю рога горных козлов, которые образовали круг. Эти рога, по представлению людей, должны были защищать погребенного в другом мире.
До принятия мировых религий — ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю религию – тенгрианство.
Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо». Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.. В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство. Часть исследователей настаивает на том, что системного письменного изложения теологической доктрины тенгрианство не оформило и имело небольшой по количеству священный реквизит, благодаря простоте и ясности которого просуществовало несколько тысяч лет в устойчивых формах религиозного ритуала и практики. В то же время другая часть исследователей заявляют о наличии главной священной книги тенгриан — «Псалтырь» (тюрк. — «венец алтаря»), содержащей тенгрианский канон — обычаи, обряды и правила, по которым надлежало обращаться к Богу.
До принятия мировых религий — ислама, христианства и буддизма, тюрки имели древнюю религию – тенгрианство.
Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс. до н.э., но не позднее V-III вв. до н.э. Его сближают с хуннуским ченли («небо»), существуют и более широкие параллели с китайским Тянь, шумерским Дингир, «небо». Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.. В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство. Часть исследователей настаивает на том, что системного письменного изложения теологической доктрины тенгрианство не оформило и имело небольшой по количеству священный реквизит, благодаря простоте и ясности которого просуществовало несколько тысяч лет в устойчивых формах религиозного ритуала и практики. В то же время другая часть исследователей заявляют о наличии главной священной книги тенгриан — «Псалтырь» (тюрк. — «венец алтаря»), содержащей тенгрианский канон — обычаи, обряды и правила, по которым надлежало обращаться к Богу.