Киевская Русь в правлении Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Внутренняя политика. «Владимир землю вспахал, Ярослав засеял», — этим образному выражению летописец подчеркнул преемственность государственных мер Ярослава Мудрого относительно политики его отца — князя Владимира Святого. Касались они прежде всего распространение христианства, однако вполне справедливы и к других направлений политической деятельности. Ярослав Мудрый прилагал много усилий для сохранения территориальной целостности и единства Русского государства. Он, в частности, вернул под свою власть червленські города, отвоеванные во время княжеских усобиц Болеславом Храбрым. Ходил также на север, на побережье Балтийского моря, где в Чудской земле заложил город Юрьев. Ярослав не оставлял строительства, начатого отцом, на южной границе страны. Он, как свидетельствует летописец, «начал ставить города по Роси» и окончательно одолел печенегов. Известие о последнюю, победную для Ярослава, битву с печенегами, которая состоялась под стенами Киева, помещенная под 1034 p., омитрополита из русинов — Илариона. Под тем же годом летопись поведал о первоначалах главного монастыря Руси — Печерского, основанного св. Антонием Печерским. Уже с конца XI века. Печерский монастырь стал главным идеологическим и культурно-образовательным центром Киевского государства. Здесь жили и работали известные писатели, историки и летописцы: свв. Феодосий, Никон, Нестор, художник Алипий, врач Агапит. Именно из монахов Киево-Печерского монастыря назначались епископы во все земли Киевской державы. За Ярослава было основано и другие монастыри, в частности в монастыре св. Георгия и св. Ирины, о которых «Повесть временных лет» вспомнила под 1037 г.
Налаживание внутренней жизни было невозможно без упорядочения законов. К мерам в этом направлении прибегал в свое время князь Владимир. И слава настоящего реформатора законодательства относится именно Ярославу, ведь он был первым, кто заключил писаный сборник русских законов. Тот документ исследователи называют «Правдой Ярослава», или «Древнейшей правдой». Он состоял из 18 статей, которые положили начало знаменитому сборнику законов «Русской правде».
Сборник, или свод, русских законов, известный под названием «Русская правда», складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшая часть, т. зв. «Древнейшая правда», созданная во времена Ярослава Мудрого. Отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями — т. зв. «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Это и не удивительно, ведь сборник был действующим на землях Украины, Белоруссии, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.
В статьях Ярослава говорилось о наказании за убийство, избиение до крови или синяков, за причиненное увечье, вырывание бороды и усов, езду на чужом коне, порчу имущества, укрывательство чужого холопа и тому подобное. Наказание предусматривало основном денежные выплаты, хотя еще сохранялось право родственников на кровную месть. Деньги платились или в пользу князя — их называли «верами », или в пользу потерпевшего или его родственников — т. зв. головщина. Телесные наказания должны применяться только для холопов за избиение свободного человека. Из мер наказания не было и смертной казни.
Культурно-образовательная деятельность Ярослава, его меры, направленные на стабилизацию внутренней жизни, были чрезвычайно удачными. Они невиданному культурному подъему Русского государства, усилили международный авторитет Киевской Руси. Своей взвешенной культурно-образовательной политикой князь Ярослав заслужил уважительного отношения потомков, которые стали называть его Мудрым. Не менее удачной была и внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь-политик избегал войн, пытался поддерживать с европейскими странами добрососедские отношения. И хотя отдельные вооруженные столкновения пришлось вести и Ярославу, однако ни с одной европейской страной Киевская Русь времен его княжения не имела длительного противостояния.
Предпочтение отдавалось не силе оружия, а силе разума. Во внешней политике использовались все возможности дипломатии, среди которых видное место занимали междинастических браках. Недаром Ярослава Мудрого порой называют тестем Европы.
Традицию тесных отношений поддерживала Киевская Русь времен Ярослава Мудрого с Византией. Правда, добрососедские контакты требовали незаурядной мудрости и политической выдержки, потому что отношения между государствами не всегда бывают ровными. Так, определенным накалом отличались отношения Византии и Руси после утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха
Внутренняя политика. «Владимир землю вспахал, Ярослав засеял», — этим образному выражению летописец подчеркнул преемственность государственных мер Ярослава Мудрого относительно политики его отца — князя Владимира Святого. Касались они прежде всего распространение христианства, однако вполне справедливы и к других направлений политической деятельности. Ярослав Мудрый прилагал много усилий для сохранения территориальной целостности и единства Русского государства. Он, в частности, вернул под свою власть червленські города, отвоеванные во время княжеских усобиц Болеславом Храбрым. Ходил также на север, на побережье Балтийского моря, где в Чудской земле заложил город Юрьев. Ярослав не оставлял строительства, начатого отцом, на южной границе страны. Он, как свидетельствует летописец, «начал ставить города по Роси» и окончательно одолел печенегов. Известие о последнюю, победную для Ярослава, битву с печенегами, которая состоялась под стенами Киева, помещенная под 1034 p., омитрополита из русинов — Илариона. Под тем же годом летопись поведал о первоначалах главного монастыря Руси — Печерского, основанного св. Антонием Печерским. Уже с конца XI века. Печерский монастырь стал главным идеологическим и культурно-образовательным центром Киевского государства. Здесь жили и работали известные писатели, историки и летописцы: свв. Феодосий, Никон, Нестор, художник Алипий, врач Агапит. Именно из монахов Киево-Печерского монастыря назначались епископы во все земли Киевской державы. За Ярослава было основано и другие монастыри, в частности в монастыре св. Георгия и св. Ирины, о которых «Повесть временных лет» вспомнила под 1037 г.
Налаживание внутренней жизни было невозможно без упорядочения законов. К мерам в этом направлении прибегал в свое время князь Владимир. И слава настоящего реформатора законодательства относится именно Ярославу, ведь он был первым, кто заключил писаный сборник русских законов. Тот документ исследователи называют «Правдой Ярослава», или «Древнейшей правдой». Он состоял из 18 статей, которые положили начало знаменитому сборнику законов «Русской правде».
Сборник, или свод, русских законов, известный под названием «Русская правда», складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшая часть, т. зв. «Древнейшая правда», созданная во времена Ярослава Мудрого. Отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями — т. зв. «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Это и не удивительно, ведь сборник был действующим на землях Украины, Белоруссии, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.
В статьях Ярослава говорилось о наказании за убийство, избиение до крови или синяков, за причиненное увечье, вырывание бороды и усов, езду на чужом коне, порчу имущества, укрывательство чужого холопа и тому подобное. Наказание предусматривало основном денежные выплаты, хотя еще сохранялось право родственников на кровную месть. Деньги платились или в пользу князя — их называли «верами », или в пользу потерпевшего или его родственников — т. зв. головщина. Телесные наказания должны применяться только для холопов за избиение свободного человека. Из мер наказания не было и смертной казни.
Культурно-образовательная деятельность Ярослава, его меры, направленные на стабилизацию внутренней жизни, были чрезвычайно удачными. Они невиданному культурному подъему Русского государства, усилили международный авторитет Киевской Руси. Своей взвешенной культурно-образовательной политикой князь Ярослав заслужил уважительного отношения потомков, которые стали называть его Мудрым.
Не менее удачной была и внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь-политик избегал войн, пытался поддерживать с европейскими странами добрососедские отношения. И хотя отдельные вооруженные столкновения пришлось вести и Ярославу, однако ни с одной европейской страной Киевская Русь времен его княжения не имела длительного противостояния.
Предпочтение отдавалось не силе оружия, а силе разума. Во внешней политике использовались все возможности дипломатии, среди которых видное место занимали междинастических браках. Недаром Ярослава Мудрого порой называют тестем Европы.
Традицию тесных отношений поддерживала Киевская Русь времен Ярослава Мудрого с Византией. Правда, добрососедские контакты требовали незаурядной мудрости и политической выдержки, потому что отношения между государствами не всегда бывают ровными. Так, определенным накалом отличались отношения Византии и Руси после утверждения на императорском престоле Константина IX Мономаха