В 1969 году группой советских учёных под руководством археолога Кемаля Акишевича Акишева был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника. Курган Иссык входит в комплекс могильника, расположенного на левом берегу горной реки Иссык, рядом с городом Иссык, в 50-ти километрах восточнее г. Алма-Аты. Могильник состоит из 45 больших царских курганов диаметром от 30 до 90 и высотой от 4 до 15 метров. «Курган Иссык» располагался в западной половине могильника. Его диаметр 60 метров, высота — 6 метров. После сноса насыпи, на глубине 1,2 метра от уровня древнего горизонта были обнаружены два захоронения: центральное и боковое (южное).
Центральное было неоднократно ограблено. Боковая могила оказалась не потревоженной, захоронение и погребенный инвентарь сохранились полностью. Погребальная камера была сооружена из обработанных бревен ели. В северной половине были обнаружены останки погребенного. В погребальной камере было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды.
В боковой погребальной камере, срубленной из стволов тянь-шанской ели, обнаружили более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется VI—V веком до н. э. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована. В южной и западной частях боковой камеры была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребённого, лежащего головой на запад.
На скелете и под ним было обнаружено множество золотых украшений одежды, головного убора и обуви. Рядом разложены оружие и разная утварь, которые могли пригодиться в загробной жизни. У локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, ещё выше — сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска.
По антропологическому определению О. И. Исмагулова захороненный в кургане Иссык имеет характерный для семиреченских саков европеоидный облик с примесью монголоидных черт, возраст его 16-18 лет[8]. В связи с последующей потерей[когда?] костных останков отсутствует возможность провести реконструкцию внешности или сделать хромосомный анализ. Предметы, находящиеся в захоронении, могут принадлежать как мужчине, так и женщине.
Существует несколько вариантов реконструкции костюма и головного убора.
Предположительно, это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор высотой 70 см, украшенный золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, птиц, деревьев. На шее находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра. С левой стороны черепа была обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы.
Форма одежды и захоронения позволяют предположить, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню.
История находки
В 1963 году мощным селем прорвало озеро Иссык. В результате происшествия смыло многие дома и производственные здания поселка, в том числе местную автобазу. В 1968 году Иссык получил статус города, вследствие чего встала необходимость развивать инфраструктуру районного центра. В ряду других задач было строительство новой автобазы на въезде в город. По Закону СССР «Об охране памятников истории, археологии и культуры», после выделения земель под строительство необходимо было провести согласование с уполномоченным органом на предмет наличия на этой территории памятников истории. Для этого на место выехал археолог Бекен Нурмуханбетов с лаборантом и фотографом (Олегом Медведевым). На территории будущей автобазы и находился упомянутый курган. Началось его изучение — в течение всего 1969 года сносилась насыпь, а весной 1970-го произвели вскрытие центрального погребения, которое оказалось ограбленным несколько раз. Когда работы уже сворачивались, Б. Нурмуханбетов, доверяя своему чутью, попросил бульдозеристов «пройтись» ещё раз в десятке метров к северу от центрального погребения. После нескольких заходов нож бульдозера наткнулся на деревянный сруб, не потревоженный грабителями. После расчистки всего сруба молодой археолог решил позвать коллег. После этого раскопки в свои руки взял учитель Нурмуханбетова Кемаль Акишев.
В настоящее время Бекен-ага открыл на месте иссыкских курганов музей под открытым небом, где является главным хранителем и шыракшы сакских курганов.
Тасмолинская археологическая культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Тасмолинская археологическая культура
Железный век
В составе
Культуры сако-массагетского круга
Локализация
Центральный Казахстан
Датировка
VII—III в. до н. э.
Преемственность
Бегазы-Дандыбаевская культура →
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
Описание кургана и находок
В 1969 году группой советских учёных под руководством археолога Кемаля Акишевича Акишева был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника. Курган Иссык входит в комплекс могильника, расположенного на левом берегу горной реки Иссык, рядом с городом Иссык, в 50-ти километрах восточнее г. Алма-Аты. Могильник состоит из 45 больших царских курганов диаметром от 30 до 90 и высотой от 4 до 15 метров. «Курган Иссык» располагался в западной половине могильника. Его диаметр 60 метров, высота — 6 метров. После сноса насыпи, на глубине 1,2 метра от уровня древнего горизонта были обнаружены два захоронения: центральное и боковое (южное).
Центральное было неоднократно ограблено. Боковая могила оказалась не потревоженной, захоронение и погребенный инвентарь сохранились полностью. Погребальная камера была сооружена из обработанных бревен ели. В северной половине были обнаружены останки погребенного. В погребальной камере было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды.
В боковой погребальной камере, срубленной из стволов тянь-шанской ели, обнаружили более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками (см. иссыкское письмо). Находка датируется VI—V веком до н. э. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована. В южной и западной частях боковой камеры была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребённого, лежащего головой на запад.
На скелете и под ним было обнаружено множество золотых украшений одежды, головного убора и обуви. Рядом разложены оружие и разная утварь, которые могли пригодиться в загробной жизни. У локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя — нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, ещё выше — сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска.
По антропологическому определению О. И. Исмагулова захороненный в кургане Иссык имеет характерный для семиреченских саков европеоидный облик с примесью монголоидных черт, возраст его 16-18 лет[8]. В связи с последующей потерей[когда?] костных останков отсутствует возможность провести реконструкцию внешности или сделать хромосомный анализ. Предметы, находящиеся в захоронении, могут принадлежать как мужчине, так и женщине.
Существует несколько вариантов реконструкции костюма и головного убора.
Предположительно, это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор высотой 70 см, украшенный золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, птиц, деревьев. На шее находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра. С левой стороны черепа была обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы.
Форма одежды и захоронения позволяют предположить, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню.
История находки
В 1963 году мощным селем прорвало озеро Иссык. В результате происшествия смыло многие дома и производственные здания поселка, в том числе местную автобазу. В 1968 году Иссык получил статус города, вследствие чего встала необходимость развивать инфраструктуру районного центра. В ряду других задач было строительство новой автобазы на въезде в город. По Закону СССР «Об охране памятников истории, археологии и культуры», после выделения земель под строительство необходимо было провести согласование с уполномоченным органом на предмет наличия на этой территории памятников истории. Для этого на место выехал археолог Бекен Нурмуханбетов с лаборантом и фотографом (Олегом Медведевым). На территории будущей автобазы и находился упомянутый курган. Началось его изучение — в течение всего 1969 года сносилась насыпь, а весной 1970-го произвели вскрытие центрального погребения, которое оказалось ограбленным несколько раз. Когда работы уже сворачивались, Б. Нурмуханбетов, доверяя своему чутью, попросил бульдозеристов «пройтись» ещё раз в десятке метров к северу от центрального погребения. После нескольких заходов нож бульдозера наткнулся на деревянный сруб, не потревоженный грабителями. После расчистки всего сруба молодой археолог решил позвать коллег. После этого раскопки в свои руки взял учитель Нурмуханбетова Кемаль Акишев.
В настоящее время Бекен-ага открыл на месте иссыкских курганов музей под открытым небом, где является главным хранителем и шыракшы сакских курганов.
Объяснение:
Тасмолинская археологическая культура — археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа. Такое название основано на данных многочисленных археологических раскопок в урочище Тасмола.
Тасмолинская археологическая культура
Железный век
В составе
Культуры сако-массагетского круга
Локализация
Центральный Казахстан
Датировка
VII—III в. до н. э.
Преемственность
Бегазы-Дандыбаевская культура →
Эпоха раннего железа в Центральном Казахстане датируется VII—I в. до н. э. Это время широкого распространения особого типа погребальных сооружений на значительной территории современной Карагандинской области (Казахстан). Исследованием памятников раннего железного века на территории Сарыарки занимался археолог Мир Касымович Кадырбаев[1] и др. Традиционно в развитии тасмолинской археологической культуры выделяют три этапа[2]:
ранний (VII—VI вв. до н. э.);
средний (V—III вв. до н. э.);
поздний (III—I вв. до н. э.).