Вельможи - знатные люди, царские советники, военачальники. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ЗНАТИ ПО ИХ ГРОБНИЦАМ. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение тому, как их похоронят. Простому люду наверно трудно было подготовить всё для загробной жизни, хватало забот о каждодневном прокорме при жизни. А вот знатные вельможи, сделали роскошь, присущую царскому двору, своим достоянием, и стали, вслед за фараоном, ещё при жизни строить себе КАМЕННЫЕ ГРОБНИЦЫ.
Так как древние египтяне считали, что всё изображённое оживёт и будет с ними после смерти, то заставляли художников расписывать стены гробниц и изображать всё-всё как в жизни. Египетских художников называли ‘санх’, то есть ‘творящий жизнь’. Создавая изображение, художник тем самым как бы магически уже дарил жизнь. Поэтому-то мы по этим росписям и представляем жизнь Древнего Египта.
Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. (Бальзамировать – пропитывать специальными веществами, мумия – обработанный особым образом труп, саркофаг – гроб).
Фараон сидел на своем богато украшенном троне и смотрел куда то вдаль. Казалось, его совсем не интересует то, что происходит в зале.
Люди приходили, представая перед правителем склонялись до самой земли, а он только едва заметным движением руки позволял им встать и озвучить свою
Люди уходили, а фараон продолжал смотреть невидящим взором поверх золоченых одеяний вельмож. Фараон явно скучал. Каждый его день был похож на предыдущий: все вокруг ублажали и угождали фараону, при этом боялись его и ненавидели.
Маленький толстый вельможа, прихрамывая направился в центр зала, для того чтобы доложить фараону о том, что каналы для полива полей на северных границах, что строились под его руководством уже готовы. Несмотря на то, что новость была хорошая, человечек заметно нервничал и обливался потом. Выходя в зал, он чуть не споткнулся о толстый, расшитый письменами во славу правителя ковер, на котором сидел слуга, но вовремя собрался и не упал. Подходить к фараону близко было запрещено всем, кроме ближайших членов семьи и доверенных слуг, поэтому вельможа остановился в десятке метров от трона и завороженно замер.
Строгие правила обязывали каждого, явившегося к своему сияющему правителю на поклон, тут же пасть на колени и не подниматься пока сам правитель великодушно не позволит это сделать. Но вельможа словно оцепенел. Фараон поражал своим великолепием. Во истину царская осанка, богатые одежды и украшенный драгоценностями трон делал его похожим на одного из богов.
В зале стояла звенящая тишина, прерываемая лишь тихим потрескиванием огня, освещающего помещение. Фараон внезапно опустил глаза на вельможу. Стоять перед фараоном, вот так - без разрешения – было смертельной глупостью. Воины, следящие за порядком, уже сделали шаг к вельможе, чтобы приструнить наглеца, смеющего оказывать неуважение правителю. Но фараон жестом остановил их.
Вельможа вдруг встрепенулся и прямо с места пал на колени. Не рассчитав движений, он даже ударился лбом об пол, от чего у него полетели искры из глаз, а в ушах зазвенело. Теперь его жизнь висела на волоске. Все зависело от того, что скажет фараон. А правитель лишь дал ему знак подняться и говорить.
Маленький человечек встал и достал из сумки папирус, весь исписанный цифрами. Он рассказал фараону об успехах в налаживании мелиорации, о том, что благодаря новым каналам, несущим воду в пустынные земли, богатый урожай маиса можно будет ждать уже через 3 года.
Фараон молчал. Нервы вельможи были на пределе. Правитель мог сделать с ним все что душа пожелает, ведь вельможа перед ним никто. Лицо вельможи, сначала красное, теперь побелело. Казалось от ужаса он сию же секунду упадет замертво. Но тут, фараон подозвал слугу, тихо сказал что-то, чего вельможа расслышать не мог и дал знак, что вельможе пора удалиться. Несчастный не знал что делать, на выходе из зала с ним могло случиться что угодно. И он очень боялся, что за его оплошность его сегодня же отдадут на растерзание диким зверям.
Постояв еще пару секунд он развернулся и на трясущихся ногах побрел вон.
К его удивлению на выходе из зала ничего не произошло. Его пропустили дальше по коридору, а потом слуга проводил его до выхода.
Только прибыв домой вельможа узнал, что фараон остался доволен его работой и ему в награду большой дом с красивым садом.
Вельможи - знатные люди, царские советники, военачальники. ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ЗНАТИ ПО ИХ ГРОБНИЦАМ. Древние египтяне верили в загробную жизнь и придавали огромное значение тому, как их похоронят. Простому люду наверно трудно было подготовить всё для загробной жизни, хватало забот о каждодневном прокорме при жизни. А вот знатные вельможи, сделали роскошь, присущую царскому двору, своим достоянием, и стали, вслед за фараоном, ещё при жизни строить себе КАМЕННЫЕ ГРОБНИЦЫ.
Так как древние египтяне считали, что всё изображённое оживёт и будет с ними после смерти, то заставляли художников расписывать стены гробниц и изображать всё-всё как в жизни. Египетских художников называли ‘санх’, то есть ‘творящий жизнь’. Создавая изображение, художник тем самым как бы магически уже дарил жизнь. Поэтому-то мы по этим росписям и представляем жизнь Древнего Египта.
Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет - фигурку жука скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающие сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения наступала загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник мог жить счастливо за гробом, его надо было снабдить всем, чем он обладал на Земле. Всем, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное - призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, - тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим - иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. (Бальзамировать – пропитывать специальными веществами, мумия – обработанный особым образом труп, саркофаг – гроб).
Люди приходили, представая перед правителем склонялись до самой земли, а он только едва заметным движением руки позволял им встать и озвучить свою
Люди уходили, а фараон продолжал смотреть невидящим взором поверх золоченых одеяний вельмож. Фараон явно скучал. Каждый его день был похож на предыдущий: все вокруг ублажали и угождали фараону, при этом боялись его и ненавидели.
Маленький толстый вельможа, прихрамывая направился в центр зала, для того чтобы доложить фараону о том, что каналы для полива полей на северных границах, что строились под его руководством уже готовы. Несмотря на то, что новость была хорошая, человечек заметно нервничал и обливался потом. Выходя в зал, он чуть не споткнулся о толстый, расшитый письменами во славу правителя ковер, на котором сидел слуга, но вовремя собрался и не упал. Подходить к фараону близко было запрещено всем, кроме ближайших членов семьи и доверенных слуг, поэтому вельможа остановился в десятке метров от трона и завороженно замер.
Строгие правила обязывали каждого, явившегося к своему сияющему правителю на поклон, тут же пасть на колени и не подниматься пока сам правитель великодушно не позволит это сделать. Но вельможа словно оцепенел. Фараон поражал своим великолепием. Во истину царская осанка, богатые одежды и украшенный драгоценностями трон делал его похожим на одного из богов.
В зале стояла звенящая тишина, прерываемая лишь тихим потрескиванием огня, освещающего помещение. Фараон внезапно опустил глаза на вельможу. Стоять перед фараоном, вот так - без разрешения – было смертельной глупостью. Воины, следящие за порядком, уже сделали шаг к вельможе, чтобы приструнить наглеца, смеющего оказывать неуважение правителю. Но фараон жестом остановил их.
Вельможа вдруг встрепенулся и прямо с места пал на колени. Не рассчитав движений, он даже ударился лбом об пол, от чего у него полетели искры из глаз, а в ушах зазвенело. Теперь его жизнь висела на волоске. Все зависело от того, что скажет фараон. А правитель лишь дал ему знак подняться и говорить.
Маленький человечек встал и достал из сумки папирус, весь исписанный цифрами. Он рассказал фараону об успехах в налаживании мелиорации, о том, что благодаря новым каналам, несущим воду в пустынные земли, богатый урожай маиса можно будет ждать уже через 3 года.
Фараон молчал. Нервы вельможи были на пределе. Правитель мог сделать с ним все что душа пожелает, ведь вельможа перед ним никто. Лицо вельможи, сначала красное, теперь побелело. Казалось от ужаса он сию же секунду упадет замертво. Но тут, фараон подозвал слугу, тихо сказал что-то, чего вельможа расслышать не мог и дал знак, что вельможе пора удалиться. Несчастный не знал что делать, на выходе из зала с ним могло случиться что угодно. И он очень боялся, что за его оплошность его сегодня же отдадут на растерзание диким зверям.
Постояв еще пару секунд он развернулся и на трясущихся ногах побрел вон.
К его удивлению на выходе из зала ничего не произошло. Его пропустили дальше по коридору, а потом слуга проводил его до выхода.
Только прибыв домой вельможа узнал, что фараон остался доволен его работой и ему в награду большой дом с красивым садом.