В период XIII-XVII вв культурная жизнь на Руси во многом зависела от православной церкви. Живопись воспроизводила религиозные мотивы, воплощалась в росписях на стенах храмов, изображением святых, писанием икон. Архитекторы возводили дома божьи или усыпальни монахов и царских семей. Музыка ограничивалась лишь церковным пением и народным фольклором.
Основным достижением культуры XV века стало появление регулярных летописей. Общерусский и Московский летописные своды описывали все главные политические события на Руси, а труды Пахомия Логофета увековечили имена многих священнослужителей. В произведении «Хождение за три моря» Афанасий Никитин подробно описал жизнь и быт Индии, в которой он побывал. Работы иконописцев Андрея Рублева, Дионисия и его сына Феодосия являются фундаментальными в истории жанра. Успенский собор – главный шедевр архитектуры периода.
XVI век ознаменован появлением литературных произведений митрополита Макария, изданием первой датированной книги «Апостол» и первой книги русской грамотности «Часословец» Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Шатровый стиль стал новым словом в зодчестве и получил широкое распространение на Руси. Покровский собор есть яркое его воплощение.
Повседневная жизнь и быт населения тоже сводились к православным праздникам.
Таким образом, указанное время было своеобразной данью искусства духовности и сформировало отношение народа к этой важной составляющей человеческой натуры.
Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец А. Никитин совершил путешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».
В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.
Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.
Объяснение:
Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.
Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.
В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
В период XIII-XVII вв культурная жизнь на Руси во многом зависела от православной церкви. Живопись воспроизводила религиозные мотивы, воплощалась в росписях на стенах храмов, изображением святых, писанием икон. Архитекторы возводили дома божьи или усыпальни монахов и царских семей. Музыка ограничивалась лишь церковным пением и народным фольклором.
Основным достижением культуры XV века стало появление регулярных летописей. Общерусский и Московский летописные своды описывали все главные политические события на Руси, а труды Пахомия Логофета увековечили имена многих священнослужителей. В произведении «Хождение за три моря» Афанасий Никитин подробно описал жизнь и быт Индии, в которой он побывал. Работы иконописцев Андрея Рублева, Дионисия и его сына Феодосия являются фундаментальными в истории жанра. Успенский собор – главный шедевр архитектуры периода.
XVI век ознаменован появлением литературных произведений митрополита Макария, изданием первой датированной книги «Апостол» и первой книги русской грамотности «Часословец» Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
Шатровый стиль стал новым словом в зодчестве и получил широкое распространение на Руси. Покровский собор есть яркое его воплощение.
Повседневная жизнь и быт населения тоже сводились к православным праздникам.
Таким образом, указанное время было своеобразной данью искусства духовности и сформировало отношение народа к этой важной составляющей человеческой натуры.
Объяснение:
В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.
Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.
Объяснение:
Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.
Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.
В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.