Византия широко использовала дипломатическое искусство для налаживания отношений с соседними государствами. Соседи-христиане, такие, как Армения и Грузия, попадали под влияние Византии благодаря тому, что византийцы награждали правителей этих государств почетными титулами, дававшими им права высокопоставленных имперских подданных, например, титулом куропалата (почетного дворецкого императора). Других соседей, исповедовавших языческие религии, византийцы ставили под своё влияние за счет действий миссионеров, обращавших эти народы в православное христианство (примером такого народа служит Древняя Русь, которая в языческий период воевала с Византией, но впоследствии стала ее союзником и попала под её культурное влияние). Некоторые соседние государства, однако, даже после принятия православного христианства продолжали соперничать с Византией; в качестве примера можно привести Болгарию и Сербию. Во взаимоотношениях с этими государствами византийцы применяли сочетание дипломатии и военных действий.
Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание. XVIII век – эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже. Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.
Византия широко использовала дипломатическое искусство для налаживания отношений с соседними государствами. Соседи-христиане, такие, как Армения и Грузия, попадали под влияние Византии благодаря тому, что византийцы награждали правителей этих государств почетными титулами, дававшими им права высокопоставленных имперских подданных, например, титулом куропалата (почетного дворецкого императора). Других соседей, исповедовавших языческие религии, византийцы ставили под своё влияние за счет действий миссионеров, обращавших эти народы в православное христианство (примером такого народа служит Древняя Русь, которая в языческий период воевала с Византией, но впоследствии стала ее союзником и попала под её культурное влияние). Некоторые соседние государства, однако, даже после принятия православного христианства продолжали соперничать с Византией; в качестве примера можно привести Болгарию и Сербию. Во взаимоотношениях с этими государствами византийцы применяли сочетание дипломатии и военных действий.
Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание. XVIII век – эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже. Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.