Внутренняя политика николая 1: направления главной нового императора было усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. именно поэтому он начинает активную борьбу с революционными настроениями, причем не только внутри страны, но и за ее пределами. в это время россию будут называть жандармом европы. основные направления внутренней политики николая 1 следующие: ■усиление централизации; ■борьба с идеями революционного характера; ■возрастание роли канцелярии императора; ■решение крестьянского вопроса; ■финансовая реформа; ■социальная реформа. устранение этих проблем можно разделить на две группы: первая-- это решение первых трех , вторая-- последних трех. подробнее на syl.ru:
Культура i половины xix в ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и , общей демократизацией творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер. отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д. наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры россии в xix в. становится . ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью xviii в. к началу столетия в россии сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной , выход в свет нового произведения воспринимался как событие. писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи с передовой освободительной идеологией. для первой половины xix в. характерна быстрая смена художественных направлений. господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. завершающим аккордом развития классицизма в явилась пьеса а. с. грибоедова «горе от ума» (1823 в которой традиции классической комедии xviii в. сочетаются, как у д. и. фонвизина, с чертами реализма. в начале века в европе и в россии формируется романтизм – течение в и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. для романтиков в творчестве главной является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. создателем романтизма считают василия андреевича жуковского (1783–1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения ( «людмила» 1808 г., «светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой . для романтиков характерен интерес к . не случайно в. а. жуковским была переведена «одиссея» гомера. император ценил заслуги в. а. жуковского, ему было доверено воспитание наследника престола, будущего александра ii, в 1841 г. жуковский был избран академиком петербургской ан. помимо него представителями романтизма были поэты-декабристы к. ф. рылеев, в. к. кюхельбекер, а. а. бестужев (марлинский), а. и. одоевский. идейная основа их творчества, конечно, отличается от романтизма жуковского. в ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения александра сергеевича пушкина (1799–1837) и михаила юрьевича лермонтова (1814–1841). пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением к различным художественным направлениям. как уже было сказано, ранний пушкин – романтик, в его произведениях можно даже обнаружить некоторое влияние сентиментализма. в то же время он считается родоначальником реализма. его роман в стихах «евгений онегин» был назван в. г. белинским «энциклопедией жизни». на первый взгляд онегин напоминает излюбленный тип романтического героя – разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, стремящийся к уединению в деревенской глуши. однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам автор отнюдь не считает затворничество онегина благородным и поэтичным и не пытается убедить в этом читателя. это не романтический «идеал». пушкин рисует реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого романтического героя. «заигравшись», онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» деревенской барышне татьяне. для онегина дороже оказывается его красивая поза, за что он и расплачивается в итоге. помимо «онегина» образцами реализма в творчестве а. с. пушкина являются др