военная галерея — одна из галерей зимнего дворца в санкт-петербурге. галерея состоит из 332 портретов генералов, участвовавших в отечественной войне 1812 года. портреты написаны джорджем доу и его ассистентами а. в. поляковым и голике (нем. wilhelm august golike).
кроме портретов, написанных доу, поляковым и голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты александра i и его союзников — короля фридриха-вильгельма iii и императора австрийского франца i. два первых написаны берлинским придворным художником ф. крюгером, третий — венским живописцем п. крафтом.
в советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов отечественной войны. эти портреты также выполнил джордж доу. позднее галерея была дополнена двумя работами петера фон гесса — «бородинское сражение» и «отступление французов через реку березину».
зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором карло росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между белым тронным залом и большим тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви. потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам дж. скотти. торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. к открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. по мере написания картины размещались на своих местах. большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.
, начавшийся в зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и военной галереи. но ни один портрет не пострадал. новая отделка галереи была выполнена по чертежам в. п. стасова. архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.
Основные территориальные приобретения второй половины xix в . россия сделала на северном кавказе, в средней азии и на дальнем востоке. замирение северного кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека кавказской войны (1817—1864). пленение имама шамиля в 1859 г. и отказ адыгейских племен от сопротивления были ее последними актами. продвижение в среднюю азию стало возможным после присоединения к россии всего казахстана (50-е гг. xix в отсюда было развернуто военное давление на кокандское, бухарское и хивинское ханства. к середине 70-х гг. во вновь созданное туркестанское генерал-губернаторство с центром в ташкенте вошли территории коканд-ского ханства. хивинский хан уступил россии земли по правому берегу амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат россии. в начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав закаспийской области. к 90-м гг. удалось договориться с , обеспокоенной успехами россии, о четком разграничении сфер влияния и территорий в средней азии. в частности, за россией оставался памир, а хива и бухара находились от нее в зависимости. на дальнем востоке россия получила от китая амурскую область (договор 1858 г. ) и уссурийский край (договор 1860 г.) . было заключено два договора с японией — в 1855 и 1875 гг. согласно договору 1875 г. россия получала остров сахалин, а япония — острова курильской гряды. освоение дальнего востока россией происходило довольно медленно. и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. строительство транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях россии укрепиться на дальнем востоке всерьез и навсегда. российская империя в xix в . была многонациональной и многоконфессиональной державой. ее и этнической основой являлся народ. россия была православной монархией, в которой православная церковь занимала ведущие позиции. показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. крупнейшими наряду с этносами были во второй половине xix в . украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др. ; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм. успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. кроме того, относительно либеральная национальная политика александра ii существенно отличалась от национальной политики александра iii, взявшего курс на русификацию. максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась финляндия; в средней азии на языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. либеральной в целом была национальная политика в . гибкая политика проводилась в отношении народов поволжья, закавказья, алтая, якутии и др. : приобщая их к культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования. на украине и в белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и языках учебную , гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. похожей была ситуация в польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.
военная галерея — одна из галерей зимнего дворца в санкт-петербурге. галерея состоит из 332 портретов генералов, участвовавших в отечественной войне 1812 года. портреты написаны джорджем доу и его ассистентами а. в. поляковым и голике (нем. wilhelm august golike).
кроме портретов, написанных доу, поляковым и голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты александра i и его союзников — короля фридриха-вильгельма iii и императора австрийского франца i. два первых написаны берлинским придворным художником ф. крюгером, третий — венским живописцем п. крафтом.
в советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов отечественной войны. эти портреты также выполнил джордж доу. позднее галерея была дополнена двумя работами петера фон гесса — «бородинское сражение» и «отступление французов через реку березину».
зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором карло росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между белым тронным залом и большим тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви. потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам дж. скотти. торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. к открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. по мере написания картины размещались на своих местах. большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.
, начавшийся в зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и военной галереи. но ни один портрет не пострадал. новая отделка галереи была выполнена по чертежам в. п. стасова. архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.