В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.
Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения — Афинах — с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном. В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить своё право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.
После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» — обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера, музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне начальных училищ — грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе — палестре. Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых погибли на поле боя, защищая Отечество.
Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасия, несмотря на то, что она была связана с большими личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасия можно было стать эфебом — учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.
В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.
Почти за полвека непрерывных завоеваний Чингисхан покорил более 700 народов на территории от Японского до Каспийского моря и создал самую большую империю в истории. В период с 1207 по 1211 гг. монголы проводили экспансию на Север, где подчинили себе практически все племена Юго-восточной Сибири и Дальнего Востока, обложив их данью. В этот же период Чингисхан провел среднеазиатский поход, захватив земли на территории современного Восточного Казахстана. В 1213 г. монголы стали столь серьезной военной силой, что бросили вызов величайшей империи того времени – Китаю. На первом этапе они покорили тангутское государство Си-Ся, открыв проход в Великой Китайской стене. Затем Чингисхан вторгся непосредственно в империю Цзинь, установив контроль вдоль всей Китайской стены. Разделив свою армию на три части, великий хан направил их в разные концы Китая, в результате чего был захвачен практически весь север этого государства. Формально китайский император сохранил свой титул и власть над территориями, но фактически на протяжении века после похода Чингисхана Китай контролировали монголы.
Завоевание Средней Азии В 1219 г. численность монгольских войск превысило 150 тыс. воинов, и Чингисхан вторгся в богатую Среднюю Азию. Правитель крупнейшего государства этого региона – Хорезма, шах Мухаммед, обладал не менее внушительными силами, однако уклонялся от решительного сражения. В результате этого его армия была разгромлена по частям, и монголы последовательно захватили крупнейшие укрепленные города региона – Ходжент, Отрарр, Бухару, Ургенч, Самарканд и наконец, Хорезм. Развивая наступление, монголы вторглись в Индийские султанаты, однако в связи с недостатком корма для лошадей смогли добиться только локальных успехов. Преследуя сбежавшего хорезмшаха Мухаммеда, тумены Чингисхана пересекли Северный Иран и Кавказ, повсюду покоряя города и получая дань. В 1220 г. монгольская конница разгромила сильную армию половцев, а затем и русскую объединенную дружину, выступившую на союзникам. В кровопролитной битве на р. Калке армия Чингисхана была серьезно обескровлена и, отступая на Восток, была почти полностью разгромлена войсками Волжской Булгарии. Лишь незначительные силы монгол смогли вернуться из Западного похода в Среднюю Азию в 1224 г. После этого Чингисхан еще раз провел свои тумены по Северу и Западу Китая, собирая дань и умиротворяя недовольных. В 1226-1227 г. состоялся последний поход монголов, в котором принимал участие великий хан. В его ходе было окончательно разгромлено и подвергнуто геноциду тангутское государство Си-Ся. В ходе осады его столицы г. Чжунсин летом 1227 г. Чингисхан умер, предположительно из-за инфекционной болезни.
В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию, сочетание физической и духовной красоты. С этим идеалом соотносилась вся система воспитания и образования, уникальная для своего времени. Именно в полисах Эллады впервые в истории встала задача обучения детей всего свободного населения (речь шла прежде всего о мальчиках). Причем внимание обращалось как на приобретение научных знаний, так и на физическое развитие, на усвоение морального кодекса свободного гражданина.
Существовали частные и государственные учебные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признанном центре просвещения — Афинах — с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены древнегреческим поэтом и государственным деятелем Солоном. В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить своё право учить других. Занятия в школах проводились только при дневном освещении. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии. Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики.
После домашнего воспитания мальчики с семи лет начинали учиться в низшей школе, которая называлась дидаксалейон (от греческого «дидактикос» — обучающий). Здесь обучали грамоте, литературе, начиная с Гомера, музыке, арифметике, рисованию. Более углубленное изучение предметов с дополнением начал астрономии и философии продолжалось на втором уровне начальных училищ — грамматической школе (от 12 до 15 лет). Обучение физической культуре велось одновременно, в специальном комплексе — палестре. Все эти типы учебных заведений в Афинах принадлежали частным лицам. Но афиняне учили за государственные средства тех детей, родители которых погибли на поле боя, защищая Отечество.
Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальные здания. Состоятельные граждане считали за честь занять выборную должность руководителя гимнасия, несмотря на то, что она была связана с большими личными расходами. Гимназии были центрами интеллектуального жизни полиса, в Афинах их было несколько. При каждой гимназии обязательно существовала библиотека. Наиболее прославилась Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон, и Ликей, основанный Аристотелем. После гимнасия можно было стать эфебом — учеником высшего учебного заведения, которые в полисную эпоху были военными, а в эллинистическую коренным образом изменились и стали гражданскими. Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых.
В Спарте контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии (городского совета старейшин) и отбирали только здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта. Существовала система государственного школьного обучения, обязательная для каждого спартанца от 8 до 20 лет. Учились в школах, в отличие от Афин, и мальчики, и девочки, но в Спарте ребёнка отрывали от семьи. Ребят, начиная с 12 лет, делили на отряды, во главе каждого отряда находился прен (самый старший и наиболее авторитетный мальчик). Основными элементами обучения были: охота, религиозные и военные танцы, разнообразные физические упражнения. Умственное развитие было личным делом каждого спартанца.
Чингисхан покорил более 700 народов на территории от Японского до
Каспийского моря и создал самую большую империю в истории.
В период с
1207 по 1211 гг. монголы проводили экспансию на Север, где подчинили
себе практически все племена Юго-восточной Сибири и Дальнего Востока,
обложив их данью. В этот же период Чингисхан провел среднеазиатский
поход, захватив земли на территории современного Восточного Казахстана. В
1213 г. монголы стали столь серьезной военной силой, что бросили вызов
величайшей империи того времени – Китаю. На первом этапе они покорили
тангутское государство Си-Ся, открыв проход в Великой Китайской стене.
Затем Чингисхан вторгся непосредственно в империю Цзинь, установив
контроль вдоль всей Китайской стены. Разделив свою армию на три части,
великий хан направил их в разные концы Китая, в результате чего был
захвачен практически весь север этого государства. Формально китайский
император сохранил свой титул и власть над территориями, но фактически
на протяжении века после похода Чингисхана Китай контролировали монголы.
Завоевание Средней Азии В 1219 г. численность монгольских войск
превысило 150 тыс. воинов, и Чингисхан вторгся в богатую Среднюю Азию.
Правитель крупнейшего государства этого региона – Хорезма, шах Мухаммед,
обладал не менее внушительными силами, однако уклонялся от решительного
сражения. В результате этого его армия была разгромлена по частям, и
монголы последовательно захватили крупнейшие укрепленные города региона –
Ходжент, Отрарр, Бухару, Ургенч, Самарканд и наконец, Хорезм. Развивая
наступление, монголы вторглись в Индийские султанаты, однако в связи с
недостатком корма для лошадей смогли добиться только локальных успехов.
Преследуя
сбежавшего хорезмшаха Мухаммеда, тумены Чингисхана пересекли Северный
Иран и Кавказ, повсюду покоряя города и получая дань. В 1220 г.
монгольская конница разгромила сильную армию половцев, а затем и русскую
объединенную дружину, выступившую на союзникам. В кровопролитной
битве на р. Калке армия Чингисхана была серьезно обескровлена и,
отступая на Восток, была почти полностью разгромлена войсками Волжской
Булгарии.
Лишь незначительные силы монгол смогли вернуться из
Западного похода в Среднюю Азию в 1224 г. После этого Чингисхан еще раз
провел свои тумены по Северу и Западу Китая, собирая дань и умиротворяя
недовольных. В 1226-1227 г. состоялся последний поход монголов, в
котором принимал участие великий хан. В его ходе было окончательно
разгромлено и подвергнуто геноциду тангутское государство Си-Ся. В ходе
осады его столицы г. Чжунсин летом 1227 г. Чингисхан умер,
предположительно из-за инфекционной болезни.