Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии, где поселились его родители, когда они покинули лоно Католической Церкви и перешли в кальвинизм. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 году в Лондоне он издал "Философский опыт о Человеке", а в 1774 году опубликовал политический трактат "Цепи рабства" в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе.
Поняв, что добиться признания как теоретик ему не суждено, он переключает свое внимание на больных, уделяет много времени прикладным физическим экспериментам. В 1776 году он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев. Однако его медицинская практика была весьма скудной, а опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 году в Невшателе свой "План уголовного законодательства".
В сентябре 1789 года Марат начинает выпускать знаменитую газету "Друг народа", прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI, искать прибежища в Англии.
Однако, вернувшись во Францию, он возобновляет издание "Друга народа" в апреле 1792 года. Вскоре Марата избирают депутатом Конвента. Он примыкает к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом - горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье, ведет бешеную кампанию против жирондистов, которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент, сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды.
Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями. Именно в ванной года он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую "друг народа" решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Жака Луи Давида на знаменитую картину "Смерть Марата".
Вначале xi в. после падения кимакского каганата на территории казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен - кыпчатское ханство. в начале xi в. кыпчаки вытеснили из низовьев сырдарьи и междуречья урала и волги племена огузов и вплотную подошли к границам хорезма. в начале второй четверти xi в. появилось название «дешт-и-кыпчак» (степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «мафазат аль-гуз» (степь огузов). в середине xi в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. волги, вступая в контакты с руси, византии, венгрии и дошли до р. днестр. территория - от алтая и иртыша на востоке до волги и южного урала на западе; от озера на юге до лесо-степной полосы юго-западной сибири на севере. территорию кыпчаков можно условно разделить на: восточный дешт-и-кыпчак - от иртыша до волги западный дешт-и-кыпчак - от волги до днестра столица - сыгнак. кыпчакская знать находилась в сложных политических взаимоотношениях с правителями династии караханидов. караханиды предпринимали походы в восточные пределы кыпчакского ханства.в 1065 г. правитель сельджуков алып-арслан предпринмает поход против кыпчаков и ему удалось подчинить себе район мангыстау. к концу xi в. кыпчаки вновь установили свое господство в этом регионе. в 1069 г. кыпчаки совершали набеги на хорезм. в конце xi - начале xii вв. жент, янгикент и другие города нижней сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. в первой половине xii в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями.под предлогом распространения ислама хорезм шах атсыз (1127-1156гг.) в 1133 г. завоевал жент, затем присоединил к своим владениям мангышлак и двинулся вглубь дешт-и-кыпчака. с этого времени началось раздробленность кыпчакского ханства. причины ослабления: ориентация на сближение с хорезмом среди знати кыпчакских племен; сложение крупного объединения ; усиление междоусобной борьбы. в начале xiii в. хорезм шаху мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков -область сыгнака. в 1216 г. во время похода мухаммеда против кыпчакского хана кадыра он дошел до р. иргиз, где в тургайских степях случайно столкнулся с войском джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков..в 1185 г. западное крыло кыпчаков во главе с казак ханом разгромило войска на реке каяле, что было описано в «слово о полку игореве».кыпчакское ханство окончательно пало под натиском монгольского нашествия и территория вошла в состав улуса джучи. вроде бы так
(1743 - 1793)
Биография
Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии, где поселились его родители, когда они покинули лоно Католической Церкви и перешли в кальвинизм. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 году в Лондоне он издал "Философский опыт о Человеке", а в 1774 году опубликовал политический трактат "Цепи рабства" в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе.
Поняв, что добиться признания как теоретик ему не суждено, он переключает свое внимание на больных, уделяет много времени прикладным физическим экспериментам. В 1776 году он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев. Однако его медицинская практика была весьма скудной, а опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 году в Невшателе свой "План уголовного законодательства".
В сентябре 1789 года Марат начинает выпускать знаменитую газету "Друг народа", прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI, искать прибежища в Англии.
Однако, вернувшись во Францию, он возобновляет издание "Друга народа" в апреле 1792 года. Вскоре Марата избирают депутатом Конвента. Он примыкает к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом - горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье, ведет бешеную кампанию против жирондистов, которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент, сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды.
Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями.
Именно в ванной года он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую "друг народа" решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Жака Луи Давида на знаменитую картину "Смерть Марата".