Учебное задание N№ 2 Закончите предложения.
1. Гунны разделились на две части, южных и северных гуннов, потому что
2. Гунны двинулись на запад, потому что
3. Шаньюй обладал неограниченной властью, потому что ...
4. Переселение гуннов на Запад стало началом процесса миграции народов,
известного в истории как «Великое переселение народов», потому что
5. Гунны за 200 лет покорили половину Европы, потому что
6. Катaлaунское сражение получило название «Битва народов», потому что
7. После смерти Аттилы начался процесс распада империи Западных гуннов,
потому что ...
СПАМ=БАН!!
1. Падение династии Рюриковичей привело на российский престол:
в) Бориса Годунова;
2. Учреждение патриаршества в России произошло в:
б) 1589 году;
3. Лжедмитрий I правил в Москве:
в) в 1605 – 1606 гг.;
4. Земский собор в 1606 выбрал царем:
в) Василия Шуйского
5. Современниками были Болотников И.И. и:
в) Шуйский В.И.
6. Историки относят к Смутному времени ... годы:
г)1603-1613.
7. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
а) Лжедмитрия II
8. Польский королевич, призванный на русский престол
б) Владислав
9. Сколько народных ополчений собиралось в России в Смутное время:
б) 2;
10. Какой город стал центром формирования Второго народного ополчения?
б) Нижний Новгород
11. Воцарение Романовых произошло в силу:
а) решения Земского собора;
12. Первым Романовым на российском престоле стал:
б) Михаил Федорович;
Блок Б
1. Расположите следующие события в хронологической последовательности
1) правление Василия Шуйского (1605-1610)
2) «Угличская драма» - 1591
3) правление Лжедмитрия I – 1606
4) воцарение династии Романовых - 1613
ответ: 2, 1,3,4
2. Установите соответствие между датой и событиями:
1) Взятие Смоленска поляками - Б) 1611 г
2) Убийство Фёдора Годунова - Г) 1605 г
3) Свержение Василия Шуйского - В) 1610 г
4) Восстание Хлопка - А) 1603 г
5) Восстание Болотникова (1606-1607)
3. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию. Называл себя воеводой «чудесным образом царевича Дмитрия». Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться правительственным войскам. В 1608 г. был убит.
ответ: Иван Болотников
4.Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора.
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потомнизложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
ответ: Василий Шуйский
5. Какие из перечисленных событий произошли в период Смуты:
ответ: 1) Осада Новгорода шведами
2) Голодные годы 5) Осада Троице-Сергиева монастыря
6. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описанные события.
«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля венчался на царство».
ответ: 1613
7. О каком из названных лиц историк В.О. Ключевский писал: «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?
ответ: 4) Григории Отрепьев
8. Соотнеси событие и имя.
1) бежал из Чудова монастыря - в) Лжедмитрий I;
2) активно участвовал в избрании патриарха - а) Борис Годунов;
3) был третьим сыном Ивана III - б) царевич Дмитрий;
4) “якобы был воеводой в войске царевича Дмитрия” - г) Иван Болотников;
9.Иностранное вторжение с целью захвата территории
б) интервенция
Блок С.
Найдите и подчеркните ошибки в тексте.
В 1594 г. Умер при загадочных обстоятельствах царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены, Кабардинской княжны Марии Темрюковны. - (Мария Нагая) Борис Годунов объявил младенца святым, но многие не верили, что Дмитрий умер. (нет, Годунов никого святым не объявлял много лет. В России развернулась крестьянская война, тогда один авантюрист, служивший некогда у Романовых, бежал в Польшу, объявил себя царевичем Дмитрием и пошел на Москву вместе с Яном Сапегой, Жолкевским и русским воеводой Иваном Болотниковым.
Лжедмитрий занял Москву и сверг царя Бориса Годунова, но не продержался в столице и нескольких месяцев. Его свергли дворяне (бояре, дворян еще не было) и выбрали царем Василия Шуйского.
С принятием Русью христианства традиционно связывается начало русской государственности. Не случайно Петр Чаадаев, характеризуя влияние и значение крещения Руси, воскликнул: «Целый народ, одним христианством созданный». Такая характеристика отражает мысль о глубинном, неразрывном союзе церковных и светских институтов. Государственный строй Древней Руси, несомненно, был подвержен влиянию Византии, в которой идеалом церковно-государственных отношений была «симфония властей».
Одним из выразителей идеи симфонии Церкви и государства был император Юстиниан, живший в VI веке. Он известен как строитель знаменитого храма Святой Софии Константинопольской, а также как ревностный борец с язычеством и церковными расколами. Юстиниан выразил идею, которая в течение веков стала определяющей как для Византийской, так и для Российской империи. Согласно его мысли, есть два величайших блага, дарованных людям от Бога — священство и царство. Первое заботится о делах божественных, второе — о делах человеческих. В их связи и согласии состоит благоденствие государства.
В Византии эта симфония часто нарушалась императорами, которые в ущерб церковным интересам претендовали на решающую роль в устройстве церковных дел. Симфония же в древнерусском государстве осуществлялась в более правильных формах. Многие историки отмечают, что в тот период на Руси существовала небывалая в истории Православия гармония власти и Церкви.
Князь Владимир после крещения вводит систему социальной защиты беднейших слоев населения, приступает к бурному строительству храмов и школ при них. Он издает свой «Устав», который предоставлял Церкви широкие гражданские права и полномочия. Помимо этого, как сообщает летописец, Владимир часто собирал у себя в палатах епископов и советовался с ними в делах государственных.
Владимир примером собственной жизни старался указать своим подданным на евангельские идеалы. Так, проявляя любовь к ближнему и «боясь греха», Владимир не хотел наказывать даже преступников. Злодейства умножились и епископы указывали князю, что строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости.
Дальнейшее развитие «Устав» Владимира получил в «Русской правде» Ярослава Мудрого. В этом законодательном сборнике юридические правила тесно связаны с религиозно-нравственными. Все преступления нравственного характера, а также семейное право передаются церковному суду. Князь, согласно закону, становится главным защитником правды и справедливости в государстве. Одновременно и от него самого требуется пример справедливости и нравственности. Историки указывают на то, что семейное право России опиралось на основные положения этого устава около девяти веков, вплоть до революции 1917 года.
Венцом церковно-государственных отношений стало правление внука Ярослава Мудрого — Владимира Мономаха. Его «Поучение к детям» свидетельствует, насколько глубоко в сознание образованного русского человека вошли к тому времени основные христианские понятия. Оно проникнуто кротостью, добротой и любовью. Мономах решительно выступает против пролития крови, указывая на единственно надежный путь победы над противником — путь покаяния, слез и милостыни. Он отвергает смертную казнь, о чем и не помышляли в то время на Западе. Он учит не пренебрегать бедными, давать милостыню, никого не обижать, постоянно творить молитву и иметь основой всей жизни страх Божий.
К тому времени церковные законы считались непререкаемыми. Церковь воспринималась властью как органическая часть общества, его необходимая опора. Часто духовенство активно противодействовало княжеским междоусобицам, вменяя себе в обязанность содействовать примирению враждовавших сторон. Например, Святослав, младший брат киевского князя Изяслава, прогнал брата из столицы и сам занял великокняжеский стол. После победы он устроил пир, куда был приглашен и преподобный Феодосий. Однако Феодосий не только отказался от трапезы, но и не согласился поминать Святослава в молитвах, пока тот не примирится со своим старшим братом.
Церковь во всех спорных делах всегда выступала не как власть имеющая, а как воплощение «кроткой силы Христовой». Поэтому нравственный авторитет Церкви был очень высок. А он, согласно «Русской правде», стоял выше земной власти.