После гибели старшего сына Ивана от рук царя наследником государства был объявлен царевич Федор. Дети последней жены Ивана Грозного Марии Нагой могли довольствоваться лишь уделами. У Ивана Грозного не было сомнений по поводу своего наследника и его умственных Более того, в 7-летнем возрасте в 1564 г. и в 16-летнем возрасте в 1573 г. избрать Федора своим королем намеривались поляки. Царь Иван отказал им, мотивируя свой отказ малолетством царевича в первый раз и убытком родной земле во второй раз. Ктому же в это время шла Ливонская война, и Иван Грозный лелеял мечту о силовом присоединении Речи Поспо-литой к России. Призвание Федора на польский престол очень пугало католические круги. Именно из их среды стали рас слухи о болезненности русского царевича. Нелестные характеристики умственных и физического состояния царя Федора можно встретить в донесениях польского посла Сапеги, в воспоминаниях шведа П. Петрея, в записках английского послаДж. Флет-чера, сообщениях папского нунция А. Поссевино. Всех иностранных авторов можно заподозрить в необъективности и умышленном искажении фактов в угоду политической конъюнктуре (3).
Федор стал официальным наследником с 1582 г. Объективный анализ ситуации дает возможность предположить, что никаких бояр соправителей и специального регентского совета при царе Федоре назначено не было. Венчание на царство торжественно и по аналогии Чина венчания его отца. Главная роль в церемонии отводилась духовным лицам, а не боярам. Вокруг трона постоянно шла борьба за вхождение в Ближнюю думу, состоящую из четырех бояр. Вполне возможно, что именно этот орган иностранцы именовали регентским советом в целях принижения роли царя. По традиции русского двора ближайшее окружение царя составляли родственники его жены Ирины Годуновой.
Годуновы происходили из древнего русского рода костромских бояр, несколько веков служивших московским властям. В царствование Ивана Грозного значительных успехов при дворе удалось достичь Дмитрию Ивановичу Годунову. Возглавив Постельничий приказ, он получил право на постройку в Кремле собственного двора. С ним поселились рано осиротевшие племянники Василий, Борис и их младшая сестра Ирина. Многочисленный род Годуновых выступал опорой продвижению по служебной лестнице его отдельных представителей. В 1578 г. Борис получил чин боярина и вскоре женился на дочери печально знаменитого Малюты Скуратова-Вельского. Его земельные богатства переросли границы родовой вотчины в Вязьме и Костроме. Теперь они рас на Дмитровский, Тверской и Малоярославский уезды. Настоящий взлет рода Годуновых произошел после венчания на царство Федора Ивановича. Многие Годуновы и принадлежащие к одному с ними роду Сабуровы получили высокие должности при дворе и боярские чины. Они заседали в Боярской думе, стояли во главе различных приказов, активно занимались дипломатическими делами. Целаяродо-
вая корпорация прочно держала нити управления разветвленным и разрозненным государственным аппаратом в своих руках. Представление о Борисе Годунове как соправителе царя стало складываться во время его борьбы за трон.
Идея культурно-исторического и религиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяжении всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказалась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считанные годы объединить большую часть континента под своей властью. Характерно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традиционного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французской армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи наглядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объединения свободных народов Европы.
Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: увидим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».
Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федерализации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверенностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организованном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широкая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов высказывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы существующие национальные государства, но препятствовал бы рас шовинизма и милитаризма бы осознанию единства исторических судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-политических идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали •создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влиянию США и Великобритании.
Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих держав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих держав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители
После гибели старшего сына Ивана от рук царя наследником государства был объявлен царевич Федор. Дети последней жены Ивана Грозного Марии Нагой могли довольствоваться лишь уделами. У Ивана Грозного не было сомнений по поводу своего наследника и его умственных Более того, в 7-летнем возрасте в 1564 г. и в 16-летнем возрасте в 1573 г. избрать Федора своим королем намеривались поляки. Царь Иван отказал им, мотивируя свой отказ малолетством царевича в первый раз и убытком родной земле во второй раз. Ктому же в это время шла Ливонская война, и Иван Грозный лелеял мечту о силовом присоединении Речи Поспо-литой к России. Призвание Федора на польский престол очень пугало католические круги. Именно из их среды стали рас слухи о болезненности русского царевича. Нелестные характеристики умственных и физического состояния царя Федора можно встретить в донесениях польского посла Сапеги, в воспоминаниях шведа П. Петрея, в записках английского послаДж. Флет-чера, сообщениях папского нунция А. Поссевино. Всех иностранных авторов можно заподозрить в необъективности и умышленном искажении фактов в угоду политической конъюнктуре (3).
Федор стал официальным наследником с 1582 г. Объективный анализ ситуации дает возможность предположить, что никаких бояр соправителей и специального регентского совета при царе Федоре назначено не было. Венчание на царство торжественно и по аналогии Чина венчания его отца. Главная роль в церемонии отводилась духовным лицам, а не боярам. Вокруг трона постоянно шла борьба за вхождение в Ближнюю думу, состоящую из четырех бояр. Вполне возможно, что именно этот орган иностранцы именовали регентским советом в целях принижения роли царя. По традиции русского двора ближайшее окружение царя составляли родственники его жены Ирины Годуновой.
Годуновы происходили из древнего русского рода костромских бояр, несколько веков служивших московским властям. В царствование Ивана Грозного значительных успехов при дворе удалось достичь Дмитрию Ивановичу Годунову. Возглавив Постельничий приказ, он получил право на постройку в Кремле собственного двора. С ним поселились рано осиротевшие племянники Василий, Борис и их младшая сестра Ирина. Многочисленный род Годуновых выступал опорой продвижению по служебной лестнице его отдельных представителей. В 1578 г. Борис получил чин боярина и вскоре женился на дочери печально знаменитого Малюты Скуратова-Вельского. Его земельные богатства переросли границы родовой вотчины в Вязьме и Костроме. Теперь они рас на Дмитровский, Тверской и Малоярославский уезды. Настоящий взлет рода Годуновых произошел после венчания на царство Федора Ивановича. Многие Годуновы и принадлежащие к одному с ними роду Сабуровы получили высокие должности при дворе и боярские чины. Они заседали в Боярской думе, стояли во главе различных приказов, активно занимались дипломатическими делами. Целаяродо-
вая корпорация прочно держала нити управления разветвленным и разрозненным государственным аппаратом в своих руках. Представление о Борисе Годунове как соправителе царя стало складываться во время его борьбы за трон.
(лайк, подписку и 5 звёзд)
Панъевропейское движение.
Идея культурно-исторического и религиозного единства Европы выдвигалась многими мыслителями на протяжении всего периода Средневековья и Нового времени. Но с закреплением принципа национально-государственного суверенитета ее реализация оказалась предельно затруднена. Лишь Наполеону Бонапарту удалось на считанные годы объединить большую часть континента под своей властью. Характерно, что, рассуждая о единстве Европы, Наполеон не отступал от традиционного принципа «универсализма» - представления о политическом объеди- нениии народов на основе единой «воли», единой веры, единого языка, единого престола. В его представлении Европа рисовалась в качестве «гелиоцентрической системы» - имперской системы, созданной вокруг «политического светила». Но могущество, основанное на штыках французской армии, оказалось недолговечным. Крах бонапартистской империи наглядно показал, что консолидация европейского континента может стать реальностью только при уважении принципа национального суверенитета. Становление идеологии европеизма в дальнейшем оказалось неразрывно связано с утверждением принципа федерализма, идеи союзного объединения свободных народов Европы.
Во второй половине XIX в. федералистское движение европейской интеллигенции представляло собой уже достаточно заметное политическое явление. Все более популярной становилась идея Соединенных Штатов Европы. Принято считать, что этот термин первым употребил итальянский республиканский деятель, историк и экономист Карло Каттанео. Ярым сторонником федерализации Европы был великий французский писатель Виктор Гюго. На третьем Конгрессе мира в Париже в августе 1849 г. он утверждал: «Настанет день, когда мы воочию увидим два гигантских союза государств - Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, став лицом друг к другу и скрепив свою дружбу рукопожатием через океан, будут обмениваться своими произведениями, изделиями своей промышленности, творениями искусства, гениальными дарованиями: увидим, как они поднимают новь на всем земном шаре, сочетают воедино две необъятные силы - братство людей и могущество бога!».
Лозунг Соединенных Штатов Европы активно использовался созданной в 1867 г. в Женеве Международной лигой мира и свободы. Программные установки Лиги базировались на лозунге «Мир через свободу» и идее федерализации Европы. Федеративное государственное устройство рассматривалось в качестве наиболее естественного и разумного компромисса между суверенностью каждого народа и общеевропейским единством республиканских принципов. Франко-прусская война нанесла чувствительный удар по идеалам европейских пацифистов, но проекты создания Соединенных Штатов Европы привлекали все больший интерес. На Конгрессе политических наук, организованном в рамках Парижской всемирной выставки 1990 г., развернулась широкая дискуссия о путях федерализации Европы. Большинство делегатов высказывались за создание Европейского Союза, который не вытеснял бы существующие национальные государства, но препятствовал бы рас шовинизма и милитаризма бы осознанию единства исторических судеб европейцев, общности их духовной культуры и социально-политических идеалов. Характерно, что многие участники дискуссии рассматривали •создание подобного Союза в качестве противодействия нарастающему влиянию США и Великобритании.
Первая мировая война привнесла в европейскую политическую жизнь дух ксенофобии, шовинизма, реваншизма. В результате распада империй Гогенцоллернов, Габсбургов и Романовых Европа превратилась в пестрый конгломерат небольших государств, признающих авторитет «великих держав», но ревностно отстаивавших свои интересы и независимость друг перед другом. В таких условиях идея Соединенных Штатов Европы превратилась в почти иллюзорную мечту, хотя в пропагандистских целях ее по-прежнему использовали самые разные политические силы. Либеральная интеллигенция противопоставляла принципы европейского федерализма, основанного на «равноправии свободных народов», имперским устремлениям великих держав, стоявших у истоков Лиги наций. Представители