Договор о ненападении между германией и советским союзом (нем. deutsch-sowjetischer nichtangriffspakt; также известен как пакт молотова — риббентропа) — межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам германии и советского союза. со стороны договор был подписан председателем совета народных комиссаров , наркомом по иностранным делам в. м. молотовым, со стороны германии — министром иностранных дел и. фон риббентропом. стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, «прямо или косвенно направленной против другой стороны». предусматривался взаимный обмен информацией о вопросах, затрагивающих интересы сторон. к договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в восточной европе на случай «территориально-политического переустройства». протокол предусматривал включение латвии, эстонии, финляндии, восточных «областей, входящих в состав польского государства»[3] и бессарабии в сферу интересов , литвы и запада польши — в сферу интересов германии. договор был подписан после периода охлаждения политических и советско-германских отношений, вызванного приходом а. гитлера к власти, и вооружённых конфликтов, в которых противостоял гитлеровской коалиции: германии и италии в испании (см.: гражданская война в испании), японии на дальнем востоке (см.: хасанские бои, бои на халхин-голе). договор стал политической неожиданностью для третьих стран. слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей появились вскоре после подписания договора. текст протокола был опубликован в 1948 г. по фотокопиям, и в 1993 г. — по вновь найденным подлинникам[4]. 1 сентября 1939 года германия начала вторжение в польшу, а 17 сентября 1939 года на территорию польши вошли советские войска[5]. территориальный раздел польши (пятый раздел польши[6]) между и германией был завершён подписанием договора о дружбе и границе от 28 сентября 1939 года и дополнительного протокола к нему от 4 октября того же года. позже к были присоединены страны , бессарабия и северная буковина, а также часть финляндии. после нападения германии на советский союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу[5]. при заключении соглашения сикорского-майского 30 июля 1941 года советское правительство признавало советско-германские договоры 1939 г. утратившими силу в части территориальных изменений в польше. в 1989 году съезд народных депутатов осудил секретный дополнительный протокол к договору и признал его недействительным с момента подписания[7]. в 2009 году европейский парламент провозгласил 23 августа — дату подписания договора о ненападении между германией и советским союзом — днём памяти жертв сталинизма и нацизма[8].
Общественный и нравственный быт гомеровской Греции находится на низкой ступени развития; пылкость физических страстей, гнев, ненависть, любовь к грабежу, мщение вовлекают людей в насилия и убийства. Но есть и гуманные чувства, есть, хотя еще неразвитые, но живые понятия о праве, нравственности, религиозных обязанностях. Военное дело и подобная ему охота, на которой тоже встречались опасности, считались в гомеровской Греции единственными занятиями, достойными благородного человека. Уважением пользуется только храбрый воин. Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли». Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.
Мужчина, уклоняющийся от войны, называется «бесполезным обременением земли».
Помимо воинственной жизни говорится и о других сторонах быта, классах людей. Большая половина земли остается еще нераздельным пастбищем, по которому бродят многочисленный стада рогатого скота, свиней, коз и овец; пастухи их – рабы; за пастухами наблюдает начальник их, тоже раб. Но значительная часть удобной земли уж перешла в частную собственность, участки размежеваны, и межевые знаки строго охраняются. Пастухами в гомеровской Греции были чаще всего захваченные на войне или купленные рабы, или поставленные в крепостную зависимость туземцы завоеванных областей. Большинство пахарей составляли, кажется, свободные, но не имевшие своей земли работники, феты; они жили главным образом в местностях, далеких от моря; положение некоторых фетов было хуже, чем жизнь рабов зажиточного владельца. Очень велико было в гомеровской Греции число рабынь; они пряли, ткали, мыли белье, носили воду из ручьев в господский дом, стоявший на высоком месте, так что носить воду было далеко; они мололи хлеб на ручных мельницах; исполняли другие тяжелые работы. Но обращение господ с рабами и рабынями было мягкое; степень образования в обоих сословиях была одна и та же; потому отношения между ними были доверчивые, дружелюбные.