Укажите истинность или ложность утверждений.
Варианты ответов:
1)После включения среднеазиатских государств в состав России в них произошли благоприятные изменения
2)Во время правления Александра III окончательно прекратились гонения на старообрядцев
3)Российское мусульманское духовенство в конце XIX века переживало самые тяжёлые времена
4)На Дальнем Востоке и в Сибири процесс приобщения к православию носил характер
Объяснение:
Из всех государств Дальнего Востока, именно Япония всегда вызывала наибольший интерес среди искателей приключений и ученых-историков всего мира. Это государство длительное время являлось лишь мифом, который люди пересказывали друг другу. Тем не менее, когда свершилось открытие Японии сказка превратилась в реальность. Следует заметить, что история этой страны, богата и интересна. В мире Япония занимает весомое место, потому что является источником совершенно неповторимой культуры. Помимо того, данное государство является достаточно сильным, с политической и экономической стороны. Такая характеристика формировалась на протяжении нескольких столетий. Более того, можно смело говорить, что сильные черты японского государства, были выкованы в пылу многочисленных битв. Однако, столь мощной Япония была далеко не всегда. Истории известен момент, когда страна восходящего солнца была полностью закрыта от внешнего мира. Этот период длился несколько столетий, но ему был положен конец, что повлекло экономическую эволюцию Японии, и её нации.
История[править | править вики-текст]
Наиболее известным предшественником закона «Светлого пути» являлась «Великая Яса» Чингисхана (монг. Их Засаг; каз. Ұлы Жасақ).
Ханы Казахского ханства не только руководствовались обычным правом, но и стремились систематизировать и кодифицировать их в виде отдельного свода законов и иных документов, ставших памятниками права.
После того, как в 1511 году Касым-султан стал ханом, он замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые соседние государства[Комм. 2] перестали считаться с другими на том основание, что их правители[Комм. 3] более знатные и родовитые. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии[4] Касым беспокоился, что казахи могут раздробить своё государство, как это уже сделали их соседи. Чтобы не допустить этого он обнародовал закон, вводивший определенный порядок и требовавший от людей соблюдения исполнительной дисциплины.
Если будет так продолжаться, то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам[5].
Усиление Казахского ханства в период правления хана Касыма упорядочению правовых норм в жизни государства[6].
Содержание[править | править вики-текст]
В основу закона легли традиционные казахские обычаи и обычное казахское право. «Светлый путь» содержал в себе 5 положений[7]:
Имущественный закон (каз. Мүлік заңы). Положения о решении споров о земле, скоте и имуществе.Уголовный закон (каз. Қылмыс заңы). Положения о наказании за различные виды уголовных преступлений.Военный закон (каз. Әскери заңы). Положения о повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская обязанность, формирование подразделений, распределение военной добычи.Посольский обычай (каз. Елшілік жорасы). Положения о во международного права, посольского этикета.Общественный закон (каз. Жұртшылық заңы). Положения о обязательствах общинной и межобщинной взаимо а также правилам устройства мероприятий и дворцовому этикету.Другие своды законов[править | править вики-текст]Есим-хан[править | править вики-текст]Основная статья: Древний путь Есим-хана
Дальнейшее развитие казахского государства потребовало новых правовых реформ, которые в начале XVII века провёл Есим-хан. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Древний путь Есим-хана» (каз. Есім ханның ескі жолы). Также упоминается как старый[8] и исконный[9].
Формально это было дополнением к старым законам[10]. В правовом акте определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права[11]. Новые законы предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. «Древний путь» получил широкое признание в обществе, где нормы адата и шариата были оптимально сближены и обеспечивали надлежащее урегулирование общественных отношений кочевников-скотоводов. Юридическое закрепление в научной литературе именуется как «бийская революция», согласно которой хан, ограничив права аристократии, опирался на биев.[12].
Высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат (каз. Маслихат), в состав которого входили все представители, предводители казахских общин и влиятельные султаны. На каждое заседание Маслихата собиралось огромное количество народа. Собрание проводилось раз в год. Полномочия хана в результате реформ начала XVII века были существенно ограничены[12].
Тауке-хан[править | править вики-текст]Основная статья: Семь положений
В конце XVII века в Казахском ханстве при хане Тауке снова были проведены реформы. Новый свод законов сохранился в памяти народа как «Семь положений» (каз. Жеті жарғы). Также упоминается как «Семь установлений»[13]. Законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Хан разработал этот свод вместе с биями Толе, Казыбеком, Айтеке, Едыге, Тайгельтыром, Байдалы, Кокымом и Сасыком[14].
Судебная власть была в руках биев. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел они получали вознаграждение, а также различные подарки.
Новый свод законов значительно ослабил распри между родами, усилил ханскую власть. Согласно нормам «Семи положений», хан признан единственным верховным властителем всех родов, всех земель Казахского ханства; его решения являлись окончательными. Во внешнеполитической сфере он был вправе объявлять войну и заключать мир, он являлся верховным главнокомандующим войсками; он имел право на ведение переговоров с другими государствами. В юридической сфере монарх имел право выносить смертные приговоры, исполнять функции верховного судьи, утверждать законы и выносить обязательные для всех приказания и распоряжения. Всем главам родов и племен вменялось в обязанность ежегодно являться на Курылтай. Явившиеся без оружия на собрание к участию в его работе не допускались, только вооруженные мужчины могли быть допущены на собрание: пришедшие безоружными лишались права голоса. Эти нормы государственного права были закреплены в «Семи Положениях»