перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. в своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи просвещения. ответ запишите. « в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом. свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в » (ш. монтескье), « всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши церкви — это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец. религия только зло. куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают » (вольтер). «человек рождается свободным, а между тем везде он в найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. вот основная проблема, которую разрешает общественный » (ж.-ж. руссо). «под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их. делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими. средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, — безбожно. средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно. безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. необходимо просвещать, а не принуждать» (д. дидро).
главной философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. при этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов — безнравственным.
В период работы Избранной рады было осуществлено несколько реформ. Давайте рассмотрим каждый вариант ответа по отдельности и объясним, были ли они реформами Избранной рады.
1) Совершенствование аппарата. Эта реформа обычно относится к развитию и улучшению работы государственного аппарата. Однако, в контексте Избранной рады, у которой не было реальной политической власти, трудно считать эту меру значимой реформой. Поэтому этот вариант не может быть ответом.
2) Укрепление военно-полицейского аппарата. Укрепление аппарата силовых структур являлось одной из целей Избранной рады, так как она стремилась укрепить государственный контроль и обеспечить безопасность общества. Однако, это не являлось полной реформой, а больше реорганизацией и укреплением существующего аппарата. Поэтому этот вариант также не может быть ответом.
3) Абсолютная власть в руках царя. Избранная рада была создана с целью ограничить власть царя и ввести ограничения на его решения. Поэтому, данная мера точно не является реформой Избранной рады и не может быть ответом.
4) Ограничение привилегий аристократии. Реформирование и ограничение привилегий аристократии было одной из главных задач Избранной рады. Она стремилась к созданию более равноправного общества и снижению привилегий высшего класса. Поэтому, этот вариант может быть ответом на вопрос.
5) Материальная и финансовая база. В период работы Избранной рады проводились различные экономические мероприятия, направленные на укрепление экономической базы государства и снижение его финансовых проблем. Однако, данные меры также не могут быть классифицированы как реформы Избранной рады.
Таким образом, из предложенных вариантов ответа только ограничение привилегий аристократии может считаться реформой, проведенной Избранной радой.
перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. в своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи просвещения. ответ запишите. « в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом. свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в » (ш. монтескье), « всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши церкви — это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец. религия только зло. куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают » (вольтер). «человек рождается свободным, а между тем везде он в найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. вот основная проблема, которую разрешает общественный » (ж.-ж. руссо). «под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их. делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими. средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, — безбожно. средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно. безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. необходимо просвещать, а не принуждать» (д. дидро).
главной философов видится устройство справедливого общества таким образом, чтобы свобода личности, главной ценности общества по мнению просветителей, не могла быть никоим образом ущемлена или ограничена. при этом непременной составляющей свободы является свобода разума от любых догматических идей, а любое насильственное насаждение законов — безнравственным.
1) Совершенствование аппарата. Эта реформа обычно относится к развитию и улучшению работы государственного аппарата. Однако, в контексте Избранной рады, у которой не было реальной политической власти, трудно считать эту меру значимой реформой. Поэтому этот вариант не может быть ответом.
2) Укрепление военно-полицейского аппарата. Укрепление аппарата силовых структур являлось одной из целей Избранной рады, так как она стремилась укрепить государственный контроль и обеспечить безопасность общества. Однако, это не являлось полной реформой, а больше реорганизацией и укреплением существующего аппарата. Поэтому этот вариант также не может быть ответом.
3) Абсолютная власть в руках царя. Избранная рада была создана с целью ограничить власть царя и ввести ограничения на его решения. Поэтому, данная мера точно не является реформой Избранной рады и не может быть ответом.
4) Ограничение привилегий аристократии. Реформирование и ограничение привилегий аристократии было одной из главных задач Избранной рады. Она стремилась к созданию более равноправного общества и снижению привилегий высшего класса. Поэтому, этот вариант может быть ответом на вопрос.
5) Материальная и финансовая база. В период работы Избранной рады проводились различные экономические мероприятия, направленные на укрепление экономической базы государства и снижение его финансовых проблем. Однако, данные меры также не могут быть классифицированы как реформы Избранной рады.
Таким образом, из предложенных вариантов ответа только ограничение привилегий аристократии может считаться реформой, проведенной Избранной радой.