Америке (сев.-амер. колониях Великобритании). Амер. просветителей (Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение обществ. договора с правителем-тираном.
В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. широко распространились в Латинской Америке. Х. Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж. Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях П. С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
У народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы на идеологию П. большое влияние оказывала борьба за нац. освобождение. Для неё был характерен синтез нац.-патриотич. традиций с идеями, заимствованными у зап.-европ. просветителей. Наиболее яркое проявление П. в этом регионе находило в филологии (защита нац. языка) и в историч. науке (разработка нац. истории, идея историч. общности славян – у слав. народов). В Польше П. во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц – антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польского якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естественного права и обществ. договора. Гл. фигурой юж.-слав. П. являлся серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П. Большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др. В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П. – Д. Бешшеньси, поэта В. Чоконаи-Витеза. Крупными представителями чеш. П. являлись Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, а также др. представители «Будителей». В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей.
В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родств. черт в рос. и зап.-европ. П. обусловило совпадение осн. идей П. в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни.
Расцвет раннего рус. П. относится к 1760–80-м гг., когда появились произведения М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, философа и переводчика Я. П. Козельского («Философические предложения», 1768; совр. издкомедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин. Просветители уделяли особое внимание организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований, основали Учительскую (Педагогическую) (1779–86) и Переводческую (Филологическую) (1782–86) семинарии, Собрание университетских питомцев (1781–89) и «Дружеское учёное общество» (1782–86) при Моск. ун-те; на ниве просвещения особенно выделялся И. Г. Шварц.
Большинство рус. просветителей входили в тайные масонские ложи, часть из них проявляла политич. активность. Это насторожило и
Алимжанов А. Юность Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 485—507
Аравин Ю. П. Новые материалы о Курмангазы//Вестник АН КазССР. Алма-Ата, 1961, с. 52-60
Аравин П. В. К вопросу о музыкальном стиле Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 132—162
Байкадамова Б. Б. Функциональные основы темообразования в казахской домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы). Автореферат канд. дисс. Ташкент, 1984, 22 с.
Бабалар сөзі: жүзтомдық Күй аңыздар / под ред . С. Қасқабасова. Т. 84. Астана, 2012 — c. 197—208
Васильев Г. «Сары-Арка» / Роман. Астана: Аударма, 2012 − 360 с.
Гизатов Б. «Его домбра звучала для народа». К 175-летию со дня рождения Курмангазы / Казахстанская правда. 7 сент., 1993
Джумакова У. Р. Кюи Курмангазы и проблемы казахской музыки 20 века // Курмангазы / Сб. статей под ред. А. Нысанбаева. А., 1998, с. 181—201
Жубанов А. К., «Курмангазы» (монография), Алматы, 1936.
Жубанов А. К., «Струны столетий», Алма-Ата, 1958.
Ирмуратов Х. Повесть о Курмангазы// Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алматы, 1998 — с. 479—526
Кекільбай Ә. «Күй құдірет». Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 11.09.1993
Кекільбай Ә. «Күй тәңірі» Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 19.10.1993
«Кюй Курмангазы синхронно сыграли домбристы по всей стране» https://tengrinews.kz/music/kyuy-kurmangazyi-sinhronno-syigrali-dombristyi-vsey-strane-308039/
Нажимеденов Ж. Курмангазы // Курмангазы / сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 479—485
Шегебаев П. История казахской инструментальной музыки 19 века. Астана, 2008, 57 с.
Құрмангазы : жинақ (редактор Нысанбаев Ә. Н.) — Алматы : Қазақ энциклопедиясы, 1998 — 544 с.
Курмангазы. «Сары-Арка» (сборник 20 кюев), Алматы, Онер, 2001.
Құрмангазы: жинақ / құраст. Iзімұлы М. — Алматы : Арыс, 2004 — 320 с.
Америке (сев.-амер. колониях Великобритании). Амер. просветителей (Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение обществ. договора с правителем-тираном.
В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. широко распространились в Латинской Америке. Х. Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж. Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях П. С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
У народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы на идеологию П. большое влияние оказывала борьба за нац. освобождение. Для неё был характерен синтез нац.-патриотич. традиций с идеями, заимствованными у зап.-европ. просветителей. Наиболее яркое проявление П. в этом регионе находило в филологии (защита нац. языка) и в историч. науке (разработка нац. истории, идея историч. общности славян – у слав. народов). В Польше П. во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц – антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польского якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естественного права и обществ. договора. Гл. фигурой юж.-слав. П. являлся серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П. Большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др. В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П. – Д. Бешшеньси, поэта В. Чоконаи-Витеза. Крупными представителями чеш. П. являлись Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, а также др. представители «Будителей». В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей.
В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родств. черт в рос. и зап.-европ. П. обусловило совпадение осн. идей П. в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни.
Расцвет раннего рус. П. относится к 1760–80-м гг., когда появились произведения М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, философа и переводчика Я. П. Козельского («Философические предложения», 1768; совр. издкомедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин. Просветители уделяли особое внимание организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований, основали Учительскую (Педагогическую) (1779–86) и Переводческую (Филологическую) (1782–86) семинарии, Собрание университетских питомцев (1781–89) и «Дружеское учёное общество» (1782–86) при Моск. ун-те; на ниве просвещения особенно выделялся И. Г. Шварц.
Большинство рус. просветителей входили в тайные масонские ложи, часть из них проявляла политич. активность. Это насторожило и
Відповідь:
Алимжанов А. Юность Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 485—507
Аравин Ю. П. Новые материалы о Курмангазы//Вестник АН КазССР. Алма-Ата, 1961, с. 52-60
Аравин П. В. К вопросу о музыкальном стиле Курмангазы // Курмангазы / Сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 132—162
Байкадамова Б. Б. Функциональные основы темообразования в казахской домбровой музыке (на примере кюев Курмангазы). Автореферат канд. дисс. Ташкент, 1984, 22 с.
Бабалар сөзі: жүзтомдық Күй аңыздар / под ред . С. Қасқабасова. Т. 84. Астана, 2012 — c. 197—208
Васильев Г. «Сары-Арка» / Роман. Астана: Аударма, 2012 − 360 с.
Гизатов Б. «Его домбра звучала для народа». К 175-летию со дня рождения Курмангазы / Казахстанская правда. 7 сент., 1993
Джумакова У. Р. Кюи Курмангазы и проблемы казахской музыки 20 века // Курмангазы / Сб. статей под ред. А. Нысанбаева. А., 1998, с. 181—201
Жубанов А. К., «Курмангазы» (монография), Алматы, 1936.
Жубанов А. К., «Струны столетий», Алма-Ата, 1958.
Ирмуратов Х. Повесть о Курмангазы// Сб-к стат. под ред. А. Нысанбаева. Алматы, 1998 — с. 479—526
Кекільбай Ә. «Күй құдірет». Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 11.09.1993
Кекільбай Ә. «Күй тәңірі» Қурманғазының тұғанына 175 жыл / Егемен Казакстан. 19.10.1993
«Кюй Курмангазы синхронно сыграли домбристы по всей стране» https://tengrinews.kz/music/kyuy-kurmangazyi-sinhronno-syigrali-dombristyi-vsey-strane-308039/
Нажимеденов Ж. Курмангазы // Курмангазы / сб-к стат. под ред А. Нысанбаева. Алма-Ата, 1998, с. 479—485
Шегебаев П. История казахской инструментальной музыки 19 века. Астана, 2008, 57 с.
Құрмангазы : жинақ (редактор Нысанбаев Ә. Н.) — Алматы : Қазақ энциклопедиясы, 1998 — 544 с.
Курмангазы. «Сары-Арка» (сборник 20 кюев), Алматы, Онер, 2001.
Құрмангазы: жинақ / құраст. Iзімұлы М. — Алматы : Арыс, 2004 — 320 с.
Пояснення: