Одним из основных факторов, подвигших османское общество к трансформации, стало одно из направлений экспансии Запада – экономическое, которая фактически дала толчок к появлению бюрократической и торговой буржуазии. В условиях масштабного отставания по отношению к цивилизации капиталистического Запада, правящая элита империи искала пути преодоления сложившихся противоречий, мешавших мобилизации ресурсов. Сложившаяся во второй половине XIX в. гражданская бюрократия, составила новое ядро преемственности, которому предназначается обеспечивать могущество государства. Автономность действия этого слоя институциональных организаторов и целостность его ориентаций макросоциального характера, создавали предпосылки для дальнейшего переустройства на основе социокультурных представлений слоя элиты. Традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые) , предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. Напряженность, возникшая в ходе при традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.
Османская империя, будучи по религиозным причинам враждебной Просвещению, не смогла перейти от феодализма к капитализму. Среди мусульманских стран вообще не находили никакого принятия идеи Просвещения, эти страны оставались глубоко консервативными и отсталыми. Османская империя лишь наиболее яркий пример этого. Служилая система землевладения, принятая в Османской империи, не могла конкурировать с капиталистическим производства в европейских странах. Если европейские страны, от аграрной экономики перешедшие к индустриальной, сами могли производить паровые машины, пароходы, винтовки, первые механические пулемёты, то Османская империя была вынуждена или покупать всё это в Европе, либо довольствоваться технологиями веков. Попытки внедрения реформ в эпоху Танзимата были поверхностными и не затрагивали всю глубину системы, поэтому они не могли империю.
Модернизация в Турции стала возможной лишь после падения Османской империи и создания республики Мустафы Кемаля (Ататюрка), который отказался от религиозного фанатизма и консерватизма и создал в Турции светское государство, внедрил культуру и образование.
Традиционная для имперского общества градация (на глобальном уровне - управляющие – управляемые) , предопределила ход изменений. Крестьянство, несмотря на свою массовость и все ухудшающееся положение, не противопоставляло себя господствовавшим в обществе нормативам и ценностям и признавало сложившийся порядок. Правящая элита использовала увеличившуюся автономность своей сферы деятельности для решения проблем в конкретных институциональных рамках Османской империи. Напряженность, возникшая в ходе при традиционной структуры к капиталистическому миру, существовала, прежде всего, в идеологической сфере, в противоречии между мирским и трансцендентным.
Османская империя, будучи по религиозным причинам враждебной Просвещению, не смогла перейти от феодализма к капитализму. Среди мусульманских стран вообще не находили никакого принятия идеи Просвещения, эти страны оставались глубоко консервативными и отсталыми. Османская империя лишь наиболее яркий пример этого. Служилая система землевладения, принятая в Османской империи, не могла конкурировать с капиталистическим производства в европейских странах. Если европейские страны, от аграрной экономики перешедшие к индустриальной, сами могли производить паровые машины, пароходы, винтовки, первые механические пулемёты, то Османская империя была вынуждена или покупать всё это в Европе, либо довольствоваться технологиями веков. Попытки внедрения реформ в эпоху Танзимата были поверхностными и не затрагивали всю глубину системы, поэтому они не могли империю.
Модернизация в Турции стала возможной лишь после падения Османской империи и создания республики Мустафы Кемаля (Ататюрка), который отказался от религиозного фанатизма и консерватизма и создал в Турции светское государство, внедрил культуру и образование.