УМНИКИ! ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Збигнен Бжезинский, американский государственный деятель, отметил: "« Крах Советского Союза вызвал колоссальный геополитический BOHH сотрясение. Соединенные Штаты оказались в уникальном становише JaAMae npo- стали первой и елинокю мировой державой. Америка займ Вене займу в четырех сферах мировой власти, имеющие решающую значение: в военной сфере она имеет в своем рас уни розгортания ного развития, у техно- в области экономики она радикальные глобальные возмож возможности залишветься основной движущей силой логчному вшношенн она зберигас абсолютное л rалузях науки и техники: в области культуры, несмотря на определенную п примитивность. Америка привлекательность, особенно среди всего мира, - все ие обеспечивает Соединенным Штатам политичния нплив, равного которому нет ни государство мира, именно сочетание всех этих факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в повномурезуминни этого слова ». 1) ли Вы погоджуетесь с этими утверждениями? 2) изменилось ли что-то в геополитической реальности в мире за 10 лет с момента выиходу книги« Большая шахивниця.из указанным цитатой ? лцерство в Передонов молодежи 3. Практическое задание Прочитайте высказывания, шо касаются проблем войны и мира пере- говоров. Какое мнение Вам наиболее близка? Свой ответ обоснуйте. Джон Кеннеди: Мы никогда не будем вести переговоры из страха и никогда не будем бояться переговоров. Дуайт Эйзенхауэр: Мы сут Эмоса мира, даже если для этого нам придется воевать. Станислав Сжi Лец Гарантия мира вместе с противником. закопать топор войны 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 15 февраля 1989г. завершилась советская военная интерненця в Афганистан. Через нее тыс. Украинская, 12 тыс. Из них получили поранениях и контузий, 3360 погибли. Председатель Украинского института национальной памяти В. Вятрович заявил по этому поводу: «Помню, но не гордимся. Это был один из преступлений комуние- ческого режима, который унес жизни тысяч украинский на чужой земле, за чужие идеи и интересы. Каждый, кто достойно через ад Афгана, заслуживает уважения. Но упоминание о советской агреско против другой крaины, особенно в то время, когда жертвой агрессии стала Укра- ина, -не повод пля тордошив или громких празднований ». Согласны ли Вы со словами В. Вьятровича? Что Вы думаете об участии украинцв в боевых действиях на территории других государств, в т. ч. в Афганистане!
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель отождествлялась с наиболее развитой формой государства благосостояния.
Однако этот термин использовался в различных значениях и имел разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывалось. С одной стороны, отмечался смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладание частной собственности в сфере производства и обобществление в сфере потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции — специфика отношений между трудом и капиталом. В течение многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один определения шведской модели исходил из того, что в шведской экономической политике явно выделялись две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность), занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, рассматриваются как результаты этой политики.
Экономисты определяют шведскую модель как модель, сочетающую полную занятость (т.е. уровень официальной безработицы ниже 2% самодеятельного населения) и стабильность цен путем проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений. Эта модель была представлена профсоюзными экономистами в начале 50-х годов и в определенной степени была использована социал-демократическими правительствами.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель — модель социально-экономического развития — это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие «шведская модель» не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной силой шведского рабочего движения. С 1932 г. по настоящее время (за исключением 1976-1982 и 1991-1994 гг.) у власти находилась Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничало Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливало реформистское рабочее движение в стране. Кроме того, шведская модель базировалась на духе компромисса и взаимной сдержанности между рабочим движением (профсоюзами и социал-демократами), с одной стороны, и крупными компаниями в шведской промышленности, с другой. Этот дух гармонии основывался на осознании того, что маленькая Швеция может выжить в большом мире с жесткой конкуренцией только при объединении усилий всех сторон.
Среди общих условий создания шведской модели, существующих и в других развитых странах Запада, можно выделить политическую демократию, частную собственность, основные принципы рыночной экономики и независимые от правительства профсоюзы и объединения предпринимателей.
К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в двух мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных перехода к новой формации, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон, практика социального консенсуса.
Можно отметить и несколько национальных черт характера: рационализм, самодисциплина, тщательное исследование подходов к решению проблем, поиск консенсуса и избегать конфликтов.
область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. На этой основе выполняется синтез новых знаний или обобщения, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. Те гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества[1] (см. научный метод).
По мнению историка науки И. Н. Веселовского, «Современная наука, по существу, опирается на следующие три основы: 1) применение эксперимента, наблюдения и опыта при изучении природы; 2) логические доказательства выводов, полученных из основных предпосылок; 3) возможность математического представления природных процессов.»[2]
Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:
Объяснение: