Правление Екатерины I : -сокращение чиновничьих структур; - пересмотр таможенного тарифа; - изменение дислокации армии и ее содержания; - ликвидация системы самоуправления; -восстановление значения уезда как основной территориально-административной единицы; -изменение системы налогообложения, снижение подушной подати. деятельность Екатерины I характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра 1, снижением роли Сената. Торговля и промышленность, лишившиеся финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия. Петр II : -переезд царского двора из Петербурга в Москву в конце 1727 г. , - упразднение в 1728 г. Главного магистрата Анна Иоанновна: - упразднение Верховного тайного совета и возвращение Сенату его прежнего значения; - возвращение петровской системы размещения полков в губерниях и ответственность помещиков за платежи своих крестьян; - продолжение карательной политики по отношению к старообрядцам; - создание нового органа – Кабинета министров (1731); - возобновление деятельности Тайной канцелярии; - учреждение корпуса кадетов (1732), после окончания которого дворянские дети получали офицерские чины; - отмена бе службы дворян (1736). Кроме того, один из сыновей дворянской семьи освобождался от службы для управления имением. В период царствования Анны Иоанновны происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами. Елизавета Петровна: - произошло значительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. (учреждение дворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное право на винокурение и др.) , укрепилось социально-экономическое и правовое положение русского дворянства; - сделана попытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. С этой целью произошло упразднение Кабинета министров, значительно расширены функции Сената, восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, главный и городской магистраты; - устранены многие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования; - создан новый высший орган – Конференция при высочайшем дворе (1756) для решения важных государственных вопросов, которая вскоре превратилась в своеобразный правительственный орган, во многом дублирующий функции Сената; - императрица пыталась выработать и новое законодательство, собрав для работы по составлению нового Уложения народных представителей. - произошло ужесточение религиозной политики. Были приняты указы о выселении из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные. Петр III: царствование Петра III - обилие принятых государственных актов. было издано 192 указа, в которых нашли отражение различные стороны общественно-политической и экономической жизни, и произошли такие события: - «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» 18 февраля 1762 г. , которым дворяне освобождались от обязательной службы государству, получали возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу и даже поступать на службу к иностранным государям. Дворянство все более превращалось из служивого в привилегированное сословие. - была объявлена секуляризация церковных земель в пользу государства, что укрепляло государственную казну (окончательно указ был проведен в жизнь Екатериной II в 1764 г.) ; - Петр III прекратил преследование старообрядцев и хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство; - произошли ликвидации Тайной канцелярии и возвращение из ссылки и опалы людей, осужденных при Елизавете - упразднялись торговые монополии, стеснявшие развитие предпринимательства; - провозглашалась свобода внешней торговли.
Политическая система россии в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — съезд народных депутатов рф и двухпалатный верховный совет. главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент б. н. ельцин. он же был главнокомандующим вооруженными силами. высшей судебной инстанцией являлся конституционный суд рф. роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты верховного совета . из их числа были назначены советники президента — в. шумейко и ю. яров, председатель конституционного суда в. д. зорькин, многие главы администраций на местах. деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. состоявшийся в ноябре 1991 г. v съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения реформ. большинство депутатов российского парламент в этот период поддерживали курс на складывание рыночной в россии. в конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым- е. т. гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод на рыночные методы хозяйствования. важное место в программе реформирования занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с января 1992 г. за государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. за год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в госбанке. основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. ее результатом должно было стать превращение частого сектора в сектор . приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. в результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли по тыс. промышленных предприятий. ваучерная[i] приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты к потере государственным сектором ведущей роли в . однако изменение формы собственности не повысило эффективности . в середине 1993—1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции. одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры. во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий россии превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. все это к окончательной потере государством возможности новыми производственными и финансовыми структурами с прежних административных методов. однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской . велась разработка системы этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора. программа реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. в агросекторе роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. в 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%. кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. в 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно 2500 и 1000. в последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991—1992 гг. на 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. к концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном — 57,9%. радикальные преобразования в российской обернулись значительными потерями.
-сокращение чиновничьих структур;
- пересмотр таможенного тарифа;
- изменение дислокации армии и ее содержания;
- ликвидация системы самоуправления;
-восстановление значения уезда как основной территориально-административной единицы;
-изменение системы налогообложения, снижение подушной подати.
деятельность Екатерины I характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра 1, снижением роли Сената. Торговля и промышленность, лишившиеся финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия.
Петр II :
-переезд царского двора из Петербурга в Москву в конце 1727 г. ,
- упразднение в 1728 г. Главного магистрата
Анна Иоанновна:
- упразднение Верховного тайного совета и возвращение Сенату его прежнего значения;
- возвращение петровской системы размещения полков в губерниях и ответственность помещиков за платежи своих крестьян;
- продолжение карательной политики по отношению к старообрядцам;
- создание нового органа – Кабинета министров (1731);
- возобновление деятельности Тайной канцелярии;
- учреждение корпуса кадетов (1732), после окончания которого дворянские дети получали офицерские чины;
- отмена бе службы дворян (1736). Кроме того, один из сыновей дворянской семьи освобождался от службы для управления имением.
В период царствования Анны Иоанновны происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами.
Елизавета Петровна:
- произошло значительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. (учреждение дворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное право на винокурение и др.) , укрепилось социально-экономическое и правовое положение русского дворянства;
- сделана попытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. С этой целью произошло упразднение Кабинета министров, значительно расширены функции Сената, восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, главный и городской магистраты;
- устранены многие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования;
- создан новый высший орган – Конференция при высочайшем дворе (1756) для решения важных государственных вопросов, которая вскоре превратилась в своеобразный правительственный орган, во многом дублирующий функции Сената;
- императрица пыталась выработать и новое законодательство, собрав для работы по составлению нового Уложения народных представителей.
- произошло ужесточение религиозной политики. Были приняты указы о выселении из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные.
Петр III:
царствование Петра III - обилие принятых государственных актов. было издано 192 указа, в которых нашли отражение различные стороны общественно-политической и экономической жизни, и произошли такие события:
- «Манифест о даровании свободы и вольности российскому дворянству» 18 февраля 1762 г. , которым дворяне освобождались от обязательной службы государству, получали возможность жить в своих поместьях, свободно выезжать за границу и даже поступать на службу к иностранным государям. Дворянство все более превращалось из служивого в привилегированное сословие.
- была объявлена секуляризация церковных земель в пользу государства, что укрепляло государственную казну (окончательно указ был проведен в жизнь Екатериной II в 1764 г.) ;
- Петр III прекратил преследование старообрядцев и хотел уравнять в правах все религии, заставить духовенство носить светское платье, ориентируясь на лютеранство;
- произошли ликвидации Тайной канцелярии и возвращение из ссылки и опалы людей, осужденных при Елизавете
- упразднялись торговые монополии, стеснявшие развитие предпринимательства;
- провозглашалась свобода внешней торговли.
источник: