Первая мировая война серьезным образом повлияла на дальнейшее формирование японской . пересмотр договоров с западными державами, развитие внешних контактов, контроль китая и кореи — все это сделало японию практически монополистом на азиатском рынке. после войны япония активно вкладывала инвестиции в других стран. растущий экспорт послужил хорошим стимулом роста промышленности, темпы ее развития поражали: объем продукции вырос почти в два раза всего за пять лет. в развитии промышленности приоритет отдавался тяжелой промышленности. война положительно сказалась на развитии крупнейших фирм, только обогатившихся за время военных действий: мицуи, мицубиси, ясуда и другие. вместе с тем резко ухудшилось положение рабочих и крестьян, недовольных ростом цен и увеличением налогов. по стране прокатилась волна так называемых рисовых бунтов. хотя эти восстания были жестоко подавлены, одним из следствий «народного гнева» стала отставка правительства тэраути, настроенного на ведение войны, и приход к власти нового правительства во главе с хаара — лидером партии землевладельцев и крупных капиталистов. также после бунтов развернулось массовое движение за всеобщее избирательное право, усиление которого заставило правительство пойти на уступки — был значительно снижен имущественный ценз. на парижской мирной конференции 1919 года япония добилась официальной передачи в ее ведение всех тихоокеанских территорий, ранее принадлежавших германии. западные державы, рассчитывающие на поддержку японии в борьбе с распространением коммунизма, согласились на эти требования. япония согласилась участвовать в антисоветской борьбе и была в числе интервентов, вторгшихся на территорию советского союза в 1920 году. однако япония и здесь оставалась верна своим интересам: в советском союзе ее интересовал только сахалин, дальше оккупации которого она не продвинулась. сахалин находился в фактическом владении японии вплоть до установления -японских отношений в 1925 году. японский народ, в среде которого широкое распространение получили социалистические идеи, сочувственно относился к проблемам социалистической россии, к тому же интервенция требовала напряжения сил от почти полностью истощенной страны. недовольство политикой правительства назревало даже в армейских кругах, чье содержание было резко сокращено из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны почти нищего государства, обладавшего, тем не менее, огромными амбициями. период 1920-1921 годов стал временем кризиса мировой . япония, чье развитие в этот период зависело от внешних связей, попала под удар, от которого долго не могла оправиться. мировой кризис вызвал массовую безработицу. кризис усугубился еще и тем, что после окончания войны япония вновь потеряла свои позиции на азиатском рынке, куда вернулись западные предприниматели, чья продукция безусловно была лучше. все эти обстоятельства были выгодны западным державам, особенно сша, желавшим умерить японский аппетит в распространении своего влияния. 12 ноября 1921 года в вашингтоне была созвана конференция, в которой приняли участие все страны западной европы, желающие разрешить спорные вопросы касательно тихоокеанских территорий. в результате этих переговоров были заключены соглашения, в значительной мере ослабившие позиции японии. установилось некое «равновесие» мировых держав, но япония не была намерена мириться с новым положением дел. не прошло и 10 лет, как она нарушила этот хрупкий тихоокеанский .
На протяжении средневековья существовало два основных типа отношений между церковью и светскими властями: примат светской власти над духовной (цезаропапизм), существовавший в византии, при котором глава светской власти — император — фактически являлся и главой церкви (папой): он назначал главу церкви — константинопольского патриарха; императоры зачастую вмешивались в догматические споры, регулируя догматику и обрядовость эдиктами и законами. такое положение возникло в восточной римской империи со времён первых вселенских соборов (начиная с борьбы с арианством), в ходе которых церковные деятели апеллировали к императорам при решении догматических, обрядовых и церковных вопросов. окончательно такое положение было закреплено в кодексе и новеллах императора юстиниана, однако ему же принадлежит высказывание «источником всех богатств церкви является щедрость императора». примат духовной власти над светской (папацезаризм), то есть примат церкви, начавший оформляться на территориях западной римской империи после её распада. впервые эта идея была сформулирована гиппонийским епископом аврелием августином в его труде «о граде божием» (лат. «de civitate dei»): основной идеей этого труда, написанного вскоре после захвата готами рима и под впечатлением от этого события, является замена государственного единства римской империи духовным единством под главенством церкви, окончательно этот тезис оформился в письме папы геласия i императору анастасию i, получившем название по своему началу «duo sunt». в этом письме папа уже прямо указал, что существуют две власти: светская и духовная, и власть последней — весомее.