Установіть причини й наслідки явища(факту) проаналізуйте цифровий матеріал:
Згідно з переписом 1740-1748р у семи полках Гетьманщини було 866 шкіл на 1094 села;а в Черніговському полку–143 школи на 142 села.
Требования к оформлению:
на пол листа( небольшое)
Социально-экономическая и политическая ситуация в СССР в середине 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР. Курс на ускорение социально-экономического развития страны и попытки активизации социального фактора. Хозрасчет, развитие кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Попытки разработки программ экономической стабилизации и перехода к рыночной экономике. Ограниченность политики ускорения.
Провозглашение политики «перестройки». Причины, задачи и основное содержание «перестройки». Преобразования в политической сфере. Демократизация общества и политика «гласности». Советское общество в эпоху перемен. Официальные и неофициальные границы гласности – как принципа обновления социализма. Подъем национального самосознания общественной активности и гражданских инициатив в различных сферах социально-политической и культурной жизни страны.
Реформирование политической системы. XIX конференция КПСС. Съезды народных депутатов СССР. Введение поста Президента СССР. Возрождение многопартийности. Борьба за власть внутри КПСС. Политическое размежевание в обществе. Создание многопартийности. Политический портрет М.С. Горбачева.
Перестройка в сфере внешней политики. «Новое политическое мышление». Ослабление международной напряженности. Отношения с США и соглашения о сокращении стратегических вооружений. Вывод советских войск из Афганистана. СССР и страны социализма. Распад СЭВ и Варшавского договора. Объединение Германии. Достижения и просчеты советской внешней политики.
Процессы национального возрождения и обострение межнациональных отношений в союзных республиках. Межнациональные конфликты. Начало распада СССР. Разработка нового союзного договора. Августовские события 1991 г. и их последствия. Беловежские соглашения. Образование СНГ.
Тема 3.3. Проблема цивилизационного выбора современной России.
Геополитическое положение России на современном этапе.
Начало радикальных социально-экономических преобразований в России: либерализация цен, чековая приватизация. Е.Т. Гайдар. Углубление экономического, социального и политического кризиса.
Б.Н. Ельцин: политический портрет. Кризис власти в 1991—1993 гг. Противостояние Президента и Верховного Совета. Политическое противостояние весны-осени 1993 г. События октября 1993 г. в Москве, их итоги. Ликвидация советской системы управления. Выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция РФ 1993 г.
Становление новой российской государственности. Задачи экономической и политической модернизации России. Августовский кризис и дефолт 1998 г., его последствия. Федеративный договор. Противоречивость национально-государственной политики российского руководства. Чеченская проблема: политические, психологические, военные аспекты.
Приоритеты внешней политики Российского правительства. Россия и страны ближнего зарубежья. Взаимоотношения с США, странами ЕС, Японией и Китаем. Россия и НАТО. Россия и ВТО.
+Россия в начале XXI века. В.В. Путин: политический портрет. Изменения в организации власти и управления в центре и на местах. Проблема сепаратизма и терроризма в России. Мировой экономический кризис 2008 г. и Россия. Культура современной России. «Четвертая власть» и массовое сознание российского общества.
До 1961 г. советский режим официально определялся как «диктатура пролетариата». Конституция 1918 г. ясно утверждала основополагающий принцип (статья 10):
Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах1.
Это положение подтверждалось в Конституциях и 1924, и 1936 гг.2 Такая точка зрения широко поддерживалась большевиками. Даже обычно критичный интеллигент Д.Б.Рязанов, директор Института К.Маркса и Ф.Энгельса, высказал эту идею в речи на XI Съезде РКП(б)3.
Определение пролетариата как «правящего класса» было важной частью легитимации советской системы. «Увриеристская составляющая» (т.е. признание главенствующей роли рабочих в руководстве и приоритета их требований. – Прим. пер.) большевистской идеологии была уже давно в общих чертах проанализирована Ш.Беттельяймом (Bettelheim)4. Задача же нашей статьи состоит в исследовании официальных концепций рабочего класса на основе работ руководителей и теоретиков советского государства, специалистов-гуманитариев. Главное внимание уделяется периоду конца нэпа и начала первой пятилетки, то есть времени утверждения личной власти Сталина. Особо мы рассмотрим труды Секции по истории пролетариата Коммунистической академии5, первого в СССР научного центра, специализирующегося в этой области.