1.петр i стал автором ряда реформ, коренным образом изменившим российское государственное устройство. он заявлял, что россия должна развиваться в общеевропейском русле. однако, парадокс заключается в том, что реформы по европейскому образцу видоизменялись в соответствие с российскими условиями. методы же из проведения носили ярко выраженный принудительный характер. таким образом, хотя в россии уже намечались предпосылки для преобразований, реформы приобрели революционный характер и целиком зависели от личности одного человека - петра i, 2.молодой царь усилил и упорядочил государственное устройство. был создан правительствующий сенат и 11 коллегий, сменивших приказную систему . с целью борьбы с злоупотреблениями власти была создана система государственного контроля за правительственными учреждениями. 3.в россии было введено новое территориальное устройство в виде губерний, провинций и дистриктов. государственная власть была строго иерархична и подчинена непосредственно царю. 4.провозглашение в 1721 г. россии империей, а себя императором, стало естественным продолжением централизованной политики и внешнеполитических успехов петра i. 5.в социальной сфере император сделал ставку на выдвижение наиболее способных и талантливых людей. с этой целью он принял "табель о рангах" (1722 все государственные служащие делились на 14 классов. продвижение по службе зависело исключительно от деятельности человека, а не от его происхождения. 6.петр i активно содействовал развитию российской промышленности и торговли. возникало большое количество новых заводов и мануфактур, шла модернизация уже существующих. хотя развитие капитализма в россии было значительно ограничено существующим крепостным строем. 7.император придерживался политики протекционизма, заключавшейся в защите интересов российских производителей. налаживаются прочные торговые связи с европейскими государствами. 8.к одним из крупнейших деяний петра i относится основание им на пустом месте новой столицы - санкт-петербурга. новый город, усиленным финансовым вложениям и принудительному заселению в достаточно короткий срок становится развитым центром с налаженным производством и торговлей. 9.кипучая деятельность петра i выражалась в импульсивности его действий. несмотря на стремление к европейским идеалам, петр i поступал как типичный восточный деспот, все приказы которого без обсуждения должны были беспрекословно выполняться. император не считался с человеческими жертвами, если они нужны были для достижения его целей.
система власти и в спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. основным органом в спарте была герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное . его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя); по-видимому, по два от каждой «обы»-квартала. геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены ликургом) в возрасте старше 60 лет.
герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. судебной власти герусии подлежали даже цари. сама герусия считалась неответственной за свои решения.
в народном собрании – апелла – должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. собрание было только пассивным властным органом: «никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари».
примерно в vi в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. в теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.
с течением времени важнейшим институтом стала коллегия эфоров, появляющихся еще в vii в. происхождение этого установления не выяснено. возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил спарты. первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела.
эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили молодых спартиатов в криптиях – государственных расправах с илотами). они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы спартанского государства.
цари (с vi в. до н. э. власть была наследственной) сохраняли основные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые отошли к герусии и в целом действовали вместе с нею. в военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.
народовластие в спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. причем представительство было передано главным образом должностным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. это придало государственной организации спарты аристократический характер, всецело связанный, однако, с общенародным консервативно-политическим укладом.
государственно-политический строй спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга эллады – в vi в. до н. э. вокруг спарты сложился т. н. пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в элладе. в каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями.
в самой метрополии – спарте – взаимоотношения институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.
внутренняя политика петра i
1.петр i стал автором ряда реформ, коренным образом изменившим российское государственное устройство. он заявлял, что россия должна развиваться в общеевропейском русле. однако, парадокс заключается в том, что реформы по европейскому образцу видоизменялись в соответствие с российскими условиями. методы же из проведения носили ярко выраженный принудительный характер. таким образом, хотя в россии уже намечались предпосылки для преобразований, реформы приобрели революционный характер и целиком зависели от личности одного человека - петра i, 2.молодой царь усилил и упорядочил государственное устройство. был создан правительствующий сенат и 11 коллегий, сменивших приказную систему . с целью борьбы с злоупотреблениями власти была создана система государственного контроля за правительственными учреждениями. 3.в россии было введено новое территориальное устройство в виде губерний, провинций и дистриктов. государственная власть была строго иерархична и подчинена непосредственно царю. 4.провозглашение в 1721 г. россии империей, а себя императором, стало естественным продолжением централизованной политики и внешнеполитических успехов петра i. 5.в социальной сфере император сделал ставку на выдвижение наиболее способных и талантливых людей. с этой целью он принял "табель о рангах" (1722 все государственные служащие делились на 14 классов. продвижение по службе зависело исключительно от деятельности человека, а не от его происхождения. 6.петр i активно содействовал развитию российской промышленности и торговли. возникало большое количество новых заводов и мануфактур, шла модернизация уже существующих. хотя развитие капитализма в россии было значительно ограничено существующим крепостным строем. 7.император придерживался политики протекционизма, заключавшейся в защите интересов российских производителей. налаживаются прочные торговые связи с европейскими государствами. 8.к одним из крупнейших деяний петра i относится основание им на пустом месте новой столицы - санкт-петербурга. новый город, усиленным финансовым вложениям и принудительному заселению в достаточно короткий срок становится развитым центром с налаженным производством и торговлей. 9.кипучая деятельность петра i выражалась в импульсивности его действий. несмотря на стремление к европейским идеалам, петр i поступал как типичный восточный деспот, все приказы которого без обсуждения должны были беспрекословно выполняться. император не считался с человеческими жертвами, если они нужны были для достижения его целей.система власти и в спарте была основана на своеобразном сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластия. основным органом в спарте была герусия – совет старейшин, возглавляющий все государственное . его образовывали 30 геронтов (в том числе два царя); по-видимому, по два от каждой «обы»-квартала. геронтов избирали из наиболее известных граждан пожизненно (первые геронты были назначены ликургом) в возрасте старше 60 лет.
герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства. судебной власти герусии подлежали даже цари. сама герусия считалась неответственной за свои решения.
в народном собрании – апелла – должны были принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. основанием для лишения прав политического гражданства была только неуплата взноса на установленные общественные трапезы. собрание было только пассивным властным органом: «никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать свое суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то, что предложат старейшины и цари».
примерно в vi в. до н. э. власть собрания была еще более ограничена правом герусии и царей распустить его за неверное, с точки зрения традиции, решение. в теории собрание выбирало геронтов, должностных лиц; реально решения принимались «ором», который надлежало истолковывать герусии; за ней, следовательно, оставалось и последнее слово.
с течением времени важнейшим институтом стала коллегия эфоров, появляющихся еще в vii в. происхождение этого установления не выяснено. возможно, эфоры были представителями 5 территориальных фил спарты. первый из них эфор-эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии, и сами народные собрания созывались эфорами; они же только имели право предлагать законы. эфоры объявляли военную мобилизацию, передавали власть мирного времени в руки военных вождей-царей. основным полномочием эфоров был суд: им были подчинены споры о собственности, о наследствах, договорах, менее важные уголовные дела.
эфоры были верховными судьями для пэриэков и илотов, им же принадлежала полицейская власть в полисе (в частности, они руководили молодых спартиатов в криптиях – государственных расправах с илотами). они призывали царей на суд, контролировали общественные финансы, интерпретировали обычаи, т.е. решали как бы конституционные вопросы спартанского государства.
цари (с vi в. до н. э. власть была наследственной) сохраняли основные военные и религиозные полномочия предгосударственного времени, утратив лишь собственные судебные права, которые отошли к герусии и в целом действовали вместе с нею. в военное время один из царей командовал армией вместе с 10 членами герусии.
народовластие в спартанском государстве было не прямым, а в значительной степени представительным и опосредованным. причем представительство было передано главным образом должностным лицам, несменяемым и не зависящим от собраний граждан. это придало государственной организации спарты аристократический характер, всецело связанный, однако, с общенародным консервативно-политическим укладом.
государственно-политический строй спарты оставался практически неизменным в течение нескольких столетий. особый уклад спартанской жизни предопределил ее очевидное военное лидерство среди других полисов юга эллады – в vi в. до н. э. вокруг спарты сложился т. н. пелопоннесский союз нескольких областей и полисов, который повел активную борьбу за общее преобладание в элладе. в каждом из городов союза власть передавалась специальному совету из 10 аристократов, а спарта ставила гармостов – наместников с военными и финансовыми функциями.
в самой метрополии – спарте – взаимоотношения институтов власти несколько изменились в сторону преобладания царей (они стали главенствовать над эфоратом) и герусии (которая обрела право вето на решения собрания). более четко была разделена судебная компетенция герусии, эфоров и народного собрания.