1. 8 сентября 1380 года 2. куликово поле (ныне тульская область) 3. краткая предыстория куликовской битвы такова: отношения князя дмитрия ивановича и мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение михаилу александровичу тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во владимир. а спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска дмитрия ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы бегича в битве на реке воже. потом князь отказался от повышения уплачиваемой золотой орде дани и мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону москвы. 5. несмотря на то, что татаро-монгольское иго продержалось на руси еще ровно сто лет, куликовская битва имела огромное значение для народа. после нее стало понятно, что золотая орда не является непобедимой, что ее можно сломить, и что обретение русью свободы — только вопрос времени. это сражение имело большое значение для дальнейшего хода . кратко говоря, куликовская битва, хотя и не освободила русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. кроме того, победа над мамаем значительно усилила московское княжество.
Строительство царским правительством линии военных укреплений. торговцы, члены дипломатических миссий, путешественники, возвращаясь из казахского ханства и сопредельных территорий, распространяли слухи о богатстве этих земель. так, до петра i дошли слухи о том, что имеются «золотые россыпи» в г. еркети (ныне китайский город яркенд). а российская казна, опустошенная затянувшейся -шведской войной, требовала крепостное укрепление. огромных финансовых ресурсов. первый сибирский губернатор м.п. гагарин предложил петру i план строительства линии военных укреплений от тобольска до еркети. инициатива губернатора была поддержана. на реализацию этого плана была отправлена военная экспедиция под руководством подполковника и.д. бух-гольца. отряд состоял из военных, жителей томска, тюмени и тары, общей численностью до 2800 человек. в июле 1715 года экспедиционный отряд начал свой поход. в октябре этого же года была заложена ямышевская крепость. строительство крепости встретило решительное противодействие джунгар. началась ее длительная осада. караван продовольствия, отправленный из тобольска, был перехвачен джунгарами. среди защитников крепости начался голод. и.д. бухгольц с оставшимися 700 людьми весной следующего года был вынужден вернуться обратно. позднее царское правительство в условиях казахско-джунгарского противостояния в прииртышском регионе встало на путь строительства линий военных укреплений. для реализации этих , кроме экспедиции и.д. бухгольца, царское правительство организовало ряд других научно-разведывательных и военных экспедиций. в 1716 году на правобережье иртыша были построены ямышевская и омская, в 1717 году — железинская, колбасинская, в 1718 — семипалатинская, в 1720 году — усть-каменогорская, черноярская и коряковская крепости. по иртышу стало развиваться судоходство. джунгарским правителям причину строительства крепостей сибирские власти объясняли необходимостью защиты от набегов казахов, последним — необходимостью обороны от воинственных джунгар. но на самом деле эти укрепления служили удобным плацдармом для усиления позиции царских властей в бассейне реки иртыш с целью последующего присоединения как территории казахского ханства, так и районов, подконтрольных джунгарским хунтайджи. об этом писал и известный ученый н. коншин: «так возникла иртышская линия укреплений, которой было охранять правобережные земли от джунгар, а вскоре потом — от киргиз». с начала xviii века усиливается отправка посольств россией в казахское ханство. наряду с вопросами налаживания торговых, союзнических отношений, россия искала пути в подданство казахского ханства. эти действия царского правительства встретили активное противодействие казахских правителей. начались приграничные конфликты, в основе которых лежали земельные противоречия. объясните мотивы древнего человека в поклонении сверхъестественным силам.
на протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. это и было началом религиозных представлений.
всю природу человек в своем воображении населил духами. эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова - «анимус» - дух). сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. с анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи - украшения, оружие и запасы пищи. по представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни. это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна. поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться.
на протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. это и было началом религиозных представлений.
всю природу человек в своем воображении населил духами. эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. слова - «анимус» - дух). сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа (души) из тела. с анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи - украшения, оружие и запасы пищи. по представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни. это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна. поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться.