Последний год его жизни проходит в ауле его дальнего родственника султана Тезека. Здесь он продолжал заниматься сбором историко-этнографических материалов казахов Старшего жуза. После продолжительной болезни 10 апреля 1865 года виднейший казахский ученый и Шокан Уалиханов умер. На его могиле были установлены памятник и надгробная плита. Памятник был вытесан из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластов-ским. Своей научной деятельностью Шокан Уалиханов внес огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Научное наследие выдающегося ученого богато и многообразно. Ценными научными источниками являются его труды «Аблай», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и другие.
Шокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.
До конца своих дней Ш. Уалиханов оставался патриотом своей Родины. Его труды заслужили мировое признание. Благодарные потомки в знак глубокого уважения к нему назвали его именем ряд улиц в городах Казахстана. Ему воздвигнуты памятники, в том числе и в городе Омске. Кокшетауский государственный университет носит имя выдающегося ученого. Здесь же проводятся международные конференции «Валихановские чтения». Шокан Уалиханов служит лучшим образцом для подражания современной казахстанской молодежи.
1. Расскажите о детских и юношеских годах ученого. 2. Как проходила учеба Шокана в городе Омске? 3. В каких научных экспедициях участвовал Шокан Уалиханов? 4. Перечислите основные научные труды ученого. 5. Как проходила поездка в Кашгарию? 6. Какое место занимает Шокан Уали-ханов в истории Казахстана? 7. Какую художественную литературу об ученом вы читали?
Адъютант — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений.
Декабристы — участники восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году, выступившие против самодержавия и крепостничества.
Кадет — воспитанник среднего военного учебного заведения.
Кадетский корпус — военное учебное заведение.
Корнет — в царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.
Кумир — объект восхищения и преклонения.
Патриот — человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу, готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.
Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) - известный русский общественный деятель и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Павлодарской области. Друг Ш.Ш. Уалиханова осенью в Заилийском крае умер киргизский султан Чокан Чингизович Валиханов, известный своим смелым путешествием в Кашгар, город западного Китая. Мы ничем не находим более приличным почтить память Чокана Валиханова, как пожелать киргизам не так долго ждать второго Валиханова, как пришлось бурятам дожидаться второго Дорджи Банзарова. Конечно, нет лучших проводников европейской цивилизации и гуманности в среду инородцев, как сами инородцы. Поэтому мы готовы всегда симпатизировать появлению образованных инородцев, а смерть их считаем вопиющею несправедливостью судьбы».
Ядринцев Н.М. Чокан Чингисович Валиханов // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1985. Т. 5, с. 276-279.
1. Каким авторитетом пользовался Ш. Уалиханов среди своих современников? 2. Как выражает автор свое уважительное отношение к казахскому ученому?
Масштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского, поддержанное крестьянами и мещанами (горожанами), против правительства Речи Посполитой. Охватило земли Запорожской Сечи (большая часть междуречья Южного Буга и Днепра), Малопольской провинции Короны Польской (преимущественно Киевского, Черниговского, Брацлавского и Подольского воеводств), а также (до 1651 года) Смоленское, Минское, Берестейское и Мстиславское воеводства Великого княжества Литовского[2]. Велось под лозунгами освобождения от социального, национального и религиозного гнёта
Последний год его жизни проходит в ауле его дальнего родственника султана Тезека. Здесь он продолжал заниматься сбором историко-этнографических материалов казахов Старшего жуза. После продолжительной болезни 10 апреля 1865 года виднейший казахский ученый и Шокан Уалиханов умер. На его могиле были установлены памятник и надгробная плита. Памятник был вытесан из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластов-ским. Своей научной деятельностью Шокан Уалиханов внес огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Научное наследие выдающегося ученого богато и многообразно. Ценными научными источниками являются его труды «Аблай», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и другие.
Шокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.
До конца своих дней Ш. Уалиханов оставался патриотом своей Родины. Его труды заслужили мировое признание. Благодарные потомки в знак глубокого уважения к нему назвали его именем ряд улиц в городах Казахстана. Ему воздвигнуты памятники, в том числе и в городе Омске. Кокшетауский государственный университет носит имя выдающегося ученого. Здесь же проводятся международные конференции «Валихановские чтения». Шокан Уалиханов служит лучшим образцом для подражания современной казахстанской молодежи.
1. Расскажите о детских и юношеских годах ученого. 2. Как проходила учеба Шокана в городе Омске? 3. В каких научных экспедициях участвовал Шокан Уалиханов? 4. Перечислите основные научные труды ученого. 5. Как проходила поездка в Кашгарию? 6. Какое место занимает Шокан Уали-ханов в истории Казахстана? 7. Какую художественную литературу об ученом вы читали?
Адъютант — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений.
Декабристы — участники восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году, выступившие против самодержавия и крепостничества.
Кадет — воспитанник среднего военного учебного заведения.
Кадетский корпус — военное учебное заведение.
Корнет — в царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.
Кумир — объект восхищения и преклонения.
Патриот — человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу, готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.
Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) - известный русский общественный деятель и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Павлодарской области. Друг Ш.Ш. Уалиханова осенью в Заилийском крае умер киргизский султан Чокан Чингизович Валиханов, известный своим смелым путешествием в Кашгар, город западного Китая. Мы ничем не находим более приличным почтить память Чокана Валиханова, как пожелать киргизам не так долго ждать второго Валиханова, как пришлось бурятам дожидаться второго Дорджи Банзарова. Конечно, нет лучших проводников европейской цивилизации и гуманности в среду инородцев, как сами инородцы. Поэтому мы готовы всегда симпатизировать появлению образованных инородцев, а смерть их считаем вопиющею несправедливостью судьбы».
Ядринцев Н.М. Чокан Чингисович Валиханов // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1985. Т. 5, с. 276-279.
1. Каким авторитетом пользовался Ш. Уалиханов среди своих современников? 2. Как выражает автор свое уважительное отношение к казахскому ученому?
Масштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского, поддержанное крестьянами и мещанами (горожанами), против правительства Речи Посполитой. Охватило земли Запорожской Сечи (большая часть междуречья Южного Буга и Днепра), Малопольской провинции Короны Польской (преимущественно Киевского, Черниговского, Брацлавского и Подольского воеводств), а также (до 1651 года) Смоленское, Минское, Берестейское и Мстиславское воеводства Великого княжества Литовского[2]. Велось под лозунгами освобождения от социального, национального и религиозного гнёта