1565-1572 — опричнина ивана грозного. начало системного политического и кризиса в россии.
1569 — люблинская уния польского королевства и великого княжества литовского. образование речи посполитой.
1581 — убийство иваном грозным в припадке гнева старшего сына ивана ивановича.
1584,18 марта — смерть ивана грозного за игрой в шахматы, вступление на престол федора ивановича.
1596. октябрь — раскол в церкви. собор в бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.
15 декабря 1596 — королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в польше). начало открытого гонения на православие в литве и польше.
начало смутного времени
1598 — смерть федора ивановича, прекращение династии рюриковичей, избрание царем на земском соборе боярина бориса федоровича годунова, шурина покойного царя.
01 января 1598. кончина царя феодора иоанновича, прекращение династии рюриковичей . слух о том, что царевич димитрий жив, впервые распространяется на москве
22 февраля 1598. согласие бориса годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха иова отлучить от церкви за неповиновение решению земского собора.
09 марта 1598. венчание на царство бориса феодоровича годунова.
1600 епископ игнатий грек становится представителем вселенского патриарха в москве.
1601 великий голод на руси.
распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич димитрий убит по приказу годунова, второй – о его «чудесном спасении». оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».
самозванец
1602 побег в литву иеродиакона чудова монастыря григория отрепьева. появление в литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича дмитрия.
1603 — игнатий грек становится архиепископом рязанским.
1604 — лжедимитрий i в письме папе клименту viii дает обещание распространить католическую веру в россии.
10 октября 1604 — лжедимитрий i вступает с войском в пределы.
13 апреля 1605 — кончина царя бориса феодоровича годунова. присяга москвичей царице марии григорьевне, царю феодору борисовичу и царевне ксении борисовне.
03 июня 1605 — прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя феодора борисовича годунова князьями василием вас. голицыным и василием мосальским, михаилом молчановым, шерефединовым и тремя стрельцами.
20 июня 1605 — лжедимитрий i в москве; через несколько дней он назначает игнатия грека – патриархом.
начало -польской войны, семибоярщина
1609 — договор василия шуйского со швецией о военной , открытое вмешательство польского короля сигизмунда iii в дела, осада смоленска.
1610 — убийство лжедмитрия ii, загадочная смерть талантливого полководца михаила скопина-шуйского, поражение от польско-литовских войск под клушином, свержение с престола василия шуйского и носильное пострижение его в монахи.
1610, август — вступление войск гетмана жолкевского в москву, призвание на престол королевича владислава.
ополчения
1611 — создание первого ополчения рязанским дворянином прокопием ляпуновым, неудачная попытка освободить москву, захват новгорода и поляками смоленска.
1611, осень — создание второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой кузьмой мининым и князем дмитрием .
1612, весна — второе ополчение двинулось к ярославлю, создание «совета всея земли».
1612, лето — соединение второго и остатков первого ополчения у москвы.
1612, август — отражение попытки гетмана ходкевича пробиться к осажденному в кремле польско-литовскому гарнизону.
1612, конец октября — освобождение москвы от захватчиков.
выборы царя
1613 – земский собор избирает царём михаила романова (21 февраля). приезд михаила из костромы в москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).
после завоевания долины ганга пришедшими с инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало- образовалась каста «шудр». слово «шудра» происходит не от санскритского корня. оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. по роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на инде.вайшьи, земледельцы и пастухи древней индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. за делами мира большая часть недавних арийских завоевателей индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.рецы» царя, в стране ганга заменилось новым – брахманы. еще на инде были такие жрецы, – например, васиштха, вишвамитра – о которых народ полагал, что их молитвы и совершаемые ими жертвоприношения имеют силу, и которые поэтому пользовались особенным уважением. выгода всего племени требовала, чтоб их священные песни, их способы совершения обрядов, их учения сохранялись. вернейшим средством к этому было, чтобы наиболее уважаемые жрецы племени передавали свое знание сыновьям или ученикам. так возникли брахманские роды. составляя школы или корпорации, они сохраняли устным преданием молитвы, гимны, священные знания.
сначала у каждого арийского племени был свой брахманский род; например у кошалов – род васиштхи, у ангов – гаутамы. но когда племена, привыкнув жить в мире между собою, соединялись в одно государство, то их жреческие фамилии вступали в товарищество между собой, заимствовали друг у друга молитвы и гимны. вероучения и священные песни разных брахманских школ становились общим достоянием всего товарищества. эти песни и учения, существовавшие сначала только в устном предании, были, после введения письменных знаков, записаны и собраны брахманами. так возникли веды, то есть «знания», сборник священных песен и призываний богов, именуемый ригведой и следующие два сборника жертвенных формул, молитв и богослужебных постановлений, самаведа и яджурведа.
1565-1572 — опричнина ивана грозного. начало системного политического и кризиса в россии.
1569 — люблинская уния польского королевства и великого княжества литовского. образование речи посполитой.
1581 — убийство иваном грозным в припадке гнева старшего сына ивана ивановича.
1584,18 марта — смерть ивана грозного за игрой в шахматы, вступление на престол федора ивановича.
1596. октябрь — раскол в церкви. собор в бресте, распавшийся на два собора: униатский и православный. киевская митрополия разделилась надвое – верные православию и униаты.
15 декабря 1596 — королевский универсал к православным с поддержкой решений собора униатов, с запретом повиноваться верному православию духовенству, приказ принять унию (в нарушение закона о свободе вероисповедания в польше). начало открытого гонения на православие в литве и польше.
начало смутного времени1598 — смерть федора ивановича, прекращение династии рюриковичей, избрание царем на земском соборе боярина бориса федоровича годунова, шурина покойного царя.
01 января 1598. кончина царя феодора иоанновича, прекращение династии рюриковичей . слух о том, что царевич димитрий жив, впервые распространяется на москве
22 февраля 1598. согласие бориса годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха иова отлучить от церкви за неповиновение решению земского собора.
09 марта 1598. венчание на царство бориса феодоровича годунова.
1600 епископ игнатий грек становится представителем вселенского патриарха в москве.
1601 великий голод на руси.
распространяются два противоречащих друг другу слуха: первый, что царевич димитрий убит по приказу годунова, второй – о его «чудесном спасении». оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах».
самозванец1602 побег в литву иеродиакона чудова монастыря григория отрепьева. появление в литве первого самозванца, выдававшего себя за чудесно спасшегося царевича дмитрия.
1603 — игнатий грек становится архиепископом рязанским.
1604 — лжедимитрий i в письме папе клименту viii дает обещание распространить католическую веру в россии.
10 октября 1604 — лжедимитрий i вступает с войском в пределы.
13 апреля 1605 — кончина царя бориса феодоровича годунова. присяга москвичей царице марии григорьевне, царю феодору борисовичу и царевне ксении борисовне.
03 июня 1605 — прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя феодора борисовича годунова князьями василием вас. голицыным и василием мосальским, михаилом молчановым, шерефединовым и тремя стрельцами.
20 июня 1605 — лжедимитрий i в москве; через несколько дней он назначает игнатия грека – патриархом.
начало -польской войны, семибоярщина1609 — договор василия шуйского со швецией о военной , открытое вмешательство польского короля сигизмунда iii в дела, осада смоленска.
1610 — убийство лжедмитрия ii, загадочная смерть талантливого полководца михаила скопина-шуйского, поражение от польско-литовских войск под клушином, свержение с престола василия шуйского и носильное пострижение его в монахи.
1610, август — вступление войск гетмана жолкевского в москву, призвание на престол королевича владислава.
ополчения1611 — создание первого ополчения рязанским дворянином прокопием ляпуновым, неудачная попытка освободить москву, захват новгорода и поляками смоленска.
1611, осень — создание второго ополчения во главе с нижегородским посадским старостой кузьмой мининым и князем дмитрием .
1612, весна — второе ополчение двинулось к ярославлю, создание «совета всея земли».
1612, лето — соединение второго и остатков первого ополчения у москвы.
1612, август — отражение попытки гетмана ходкевича пробиться к осажденному в кремле польско-литовскому гарнизону.
1612, конец октября — освобождение москвы от захватчиков.
выборы царя1613 – земский собор избирает царём михаила романова (21 февраля). приезд михаила из костромы в москву (2 мая) и его венчание на царство (11 мая).
разгром заруцкого и марины мнишек у воронежа.
после завоевания долины ганга пришедшими с инда племенами ариев часть её первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишились земель, превратившись в слуг и батраков. из этих чуждых арийским захватчикам туземцев мало- образовалась каста «шудр». слово «шудра» происходит не от санскритского корня. оно, возможно, являлось каким-то местно-индийским племенным обозначением.
арийцы присвоили себе роль высшего по отношению к шудрам сословия. только над ариями производился религиозный обряд возложения священного шнура, который, по учению брахманизма, делал человека «дваждырождённым». но и среди самих арийцев вскоре появилось социальное разделение. по роду жизни и занятий они распались на три касты – брахманов, кшатриев и вайшьев, напоминавших три главных сословия средневекового запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. это общественное расслоение стало появляться у ариев ещё во время жизни на инде.вайшьи, земледельцы и пастухи древней индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. за делами мира большая часть недавних арийских завоевателей индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.рецы» царя, в стране ганга заменилось новым – брахманы. еще на инде были такие жрецы, – например, васиштха, вишвамитра – о которых народ полагал, что их молитвы и совершаемые ими жертвоприношения имеют силу, и которые поэтому пользовались особенным уважением. выгода всего племени требовала, чтоб их священные песни, их способы совершения обрядов, их учения сохранялись. вернейшим средством к этому было, чтобы наиболее уважаемые жрецы племени передавали свое знание сыновьям или ученикам. так возникли брахманские роды. составляя школы или корпорации, они сохраняли устным преданием молитвы, гимны, священные знания.
сначала у каждого арийского племени был свой брахманский род; например у кошалов – род васиштхи, у ангов – гаутамы. но когда племена, привыкнув жить в мире между собою, соединялись в одно государство, то их жреческие фамилии вступали в товарищество между собой, заимствовали друг у друга молитвы и гимны. вероучения и священные песни разных брахманских школ становились общим достоянием всего товарищества. эти песни и учения, существовавшие сначала только в устном предании, были, после введения письменных знаков, записаны и собраны брахманами. так возникли веды, то есть «знания», сборник священных песен и призываний богов, именуемый ригведой и следующие два сборника жертвенных формул, молитв и богослужебных постановлений, самаведа и яджурведа.