Aukenov2014 кангюи жили в iiiв.до н.э.-vв.н.э. в священной книге древнего ирана vi в. до н.э. «авесте» говорится о народе канха. древнекитайский сыма цянь в « записках» описал жизнь и быт кочевников. в китайском источнике «цянь ханыну» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других моментах их . кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. исследователи считают, что у кангюев существовала письменность, по утверждению китайских послов во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. памятники письменности кангюев не сохранились. в 46-36 гг. до н.э. кангюи оказали гуннам в борьбе против китая. по китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток, 600 тысяч человек, до 120 тысяч воинов. сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух резиденций правителя кангюев - летней и зимней. столица располагалась на реке талас, недалеко от современного тараза.основным местом расселения кангюев была среднее течение сырдарьи а также берега рек арысь, талас, нижнее течение сырдарьи. удобное положение позволяло контролировать части великого шелкового пути из средней азии в поволжье. кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. на юге государство кангюи соседствовало с китаем и уйсунами. границы кангюя доходили до современного ташкента. кангюи находились в тесных , культурных и политических связях с китаем, римом, государством кушан.государство кангюи возглавлялось великим ханом, ему три визиря. столицей государства был город битянь, который находился возле современного туркестана. по другим данным, столица находилась вблизи тараза. правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию.государство кангюи разделялось на пять владений, каждое малым ханом. роды и племена руководились вождями. вся власть передавалась по наследству от отца к сыну.пленные превращались в рабов, рабство не получило широкого развития. труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах, подсобными работами при ремесленном производстве.обнаруженные поселения и могильники ученые отнесли к кауншин
у одного человека жили собака и кошка. однажды он положил в стенную нишу каравай, а сам ушёл куда-то по делам. кошке захотелось поесть хлеба, она вскочила на полку в нише и нечаянно уронила каравай. на шум прибежала собака, а кошка спрыгнула на пол, и началась тут между ними ссора - стали они друг у дружки хлеб отнимать. а по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. услышала шум, остановилась и спросила: "о чём у вас спор идёт? " собака ответила: "наш хозяин оставил каравай в стенной нише, а эта вот негодная кошка забралась туда, столкнула хлеб на пол и хочет одна всё съесть. но я этого не допущу! " а кошка сказала: "я сталкивала, сталкивала каравай с полки - из сил выбилась! не я хлеба этой негодной собаке".
обезьяна выслушала их и сказала: "отойдите-ка от каравая, я вас помирю! " собака и кошка послушались, а обезьяна спрыгнула с ограды и вытащила из дома весы. потом уселась поближе к караваю и сказала: "не надо ссориться! я разделю каравай между вами поровну! "
собака и кошка согласились. тогда обезьяна разломила каравай на две части - большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. надо было их уравнять, и обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. отщипнёт и в рот положит. и так она всёотщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась - второй кусок перетянул.
тогда она стала понемножку отщипывать от второго - оторвёт крошку и в рот положит. и до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. обезьяна взяла его, показала собаке и кошке и говорит: "стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! чтобы никому не было обидно, я сама его съем".
и вот обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. а собака и кошка остались ни с чем.
у одного человека жили собака и кошка. однажды он положил в стенную нишу каравай, а сам ушёл куда-то по делам. кошке захотелось поесть хлеба, она вскочила на полку в нише и нечаянно уронила каравай. на шум прибежала собака, а кошка спрыгнула на пол, и началась тут между ними ссора - стали они друг у дружки хлеб отнимать. а по каменной ограде двора пробиралась обезьяна. услышала шум, остановилась и спросила: "о чём у вас спор идёт? " собака ответила: "наш хозяин оставил каравай в стенной нише, а эта вот негодная кошка забралась туда, столкнула хлеб на пол и хочет одна всё съесть. но я этого не допущу! " а кошка сказала: "я сталкивала, сталкивала каравай с полки - из сил выбилась! не я хлеба этой негодной собаке".
обезьяна выслушала их и сказала: "отойдите-ка от каравая, я вас помирю! " собака и кошка послушались, а обезьяна спрыгнула с ограды и вытащила из дома весы. потом уселась поближе к караваю и сказала: "не надо ссориться! я разделю каравай между вами поровну! "
собака и кошка согласились. тогда обезьяна разломила каравай на две части - большую и маленькую, положила их на чашки весов и подняла весы. чашка с большим куском опустилась, чашка с маленьким поднялась. надо было их уравнять, и обезьяна принялась отрывать по крошке от большого куска. отщипнёт и в рот положит. и так она всёотщипывала да ела, пока чашка с этим куском не поднялась - второй кусок перетянул.
тогда она стала понемножку отщипывать от второго - оторвёт крошку и в рот положит. и до тех пор всё отщипывала понемногу то от одного куска, то от другого, пока одна чашка весов совсем не опустела, а на другой остался лишь крошечный кусочек. обезьяна взяла его, показала собаке и кошке и говорит: "стоит ли, право, ссориться из-за такой мелочи! чтобы никому не было обидно, я сама его съем".
и вот обезьяна положила в рот последний кусочек и убежала. а собака и кошка остались ни с чем.