в vii—iii вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. во главе этих союзов стояли верховные вожди(цари). цари избирались советом вождей. государственные дела обсуждались на народном собрании. царь распределял между и племенами пастбища и другие земельные угодья.
сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. представительницы древней греции, а позднее рима в этом смысле обладали гораздо большими и раскрепощённостью. положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. известно также имя царицы зарины. так же известно о массагетской царице томирис, которая властвовала после смерти мужа.
в сакском обществе выделялись четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы,скотоводы. каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам-жёлтый,- синий. из сословия воинов происходили вожди и цари. царь считался посредником между небом и землёй. царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. войны были выгодны для племенных вождей. пленных превращали в рабов и использовали в хозяйстве. тип общества саков — военная демократия.
великий шелковый путь на территории казахстана. город и степь
начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс. до н. э. эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-
ний лазурита в горах бадахшана и нефрита в верхнем течении р. яркендарьи, в районе хотана.
в середине i тыс. до н. э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из причерноморья к берегам дона, затем в земли савроматов в южное приуралье, к иртышу и, далее, на алтай, в страну агрипеев, населявших район верхнего иртыша и о. зайсан. по этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
в распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в центральную азию и средиземноморье.
в середине ii в. до н. э. шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
во ii—v вв. шелковый путь, если следовать с востока, начинался в чаньани — древней столице китая и шел к переправе через хуанхэ в районе ланчжоу, далее вдоль северных отрогов нань шаня к западной окраине великой китайской стены, к заставе яшмовых ворот. здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню такла-макан. северная шла через оазисы хами, турфан, , шихо в долину р. или; средняя от чаочана к карашару, аксу и через перевал бедель к южному берегу иссык-куля — через дунхуан, хотан, яркенд в бактрию, индию и средиземноморье – это так называемый «южный путь». «северный путь» шел из кашгара в фергану и далее через самарканд, бухару, мерв и хамадан в сирию.
в vi—vii вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из китая на запад через семиречье и южный казахстан. такое перемещение пути можно объяснить несколькими причинами. во-первых, в семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через среднюю азию. во-вторых, дорога через фергану в vii в. стала опасной из-за междоусобиц. в-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
через шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в vii—xiv вв. в течение столетий он претерпевал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. так, в vi—viii вв. основной была трасса сирия — иран — средняя азия — южный казахстан — таласская долина — чуйская долина — иссык-кульская котловина — восточный туркестан. ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из византии через дербент в прикаспийские степи — мангышлак — приаралье — южный казахстан. он шел в обход сасанидского ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз западнотюркского каганата в византии. в ix—xii вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через среднюю азию и ближний восток, малую азию в сирию, египет и византию, а в xiii—xiv вв. вновь оживляется. политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.
во время существования государства саков, усуней и кангюй во ii в. до н. э. — первой половине i тыс. н. э., когда шелковый путь уже активно функционировал, в казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из сасанидского ирана. в этот период в долинах чу, таласа и сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями.
во второй половине vi в. семиречье, южный казахстан вошли в состав тюркского каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от кореи до черного моря. в конце vi в. происходит оживление шелкового пути на участке семиречья и южного казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. в семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге казахстана способствовал быстрому росту городов. шелковый путь через среднюю азию, южный казахстан и семиречье функционировал вплоть до xiv в., пока междоусобицы и войны, к гибели городской культуры, и освоение морских путей в китай не к его угасанию.
в vii—iii вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. во главе этих союзов стояли верховные вожди(цари). цари избирались советом вождей. государственные дела обсуждались на народном собрании. царь распределял между и племенами пастбища и другие земельные угодья.
сакские женщины пользовались равными правами с мужчинами. представительницы древней греции, а позднее рима в этом смысле обладали гораздо большими и раскрепощённостью. положение женщины в обществе саков можно определить как нечто среднее между понятиями восточная женщина и западная. известно также имя царицы зарины. так же известно о массагетской царице томирис, которая властвовала после смерти мужа.
в сакском обществе выделялись четыре группы населения: воины, жрецы, земледельцы,скотоводы. каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, земледельцам-жёлтый,- синий. из сословия воинов происходили вожди и цари. царь считался посредником между небом и землёй. царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. войны были выгодны для племенных вождей. пленных превращали в рабов и использовали в хозяйстве. тип общества саков — военная демократия.
великий шелковый путь на территории казахстана. город и степь
начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс. до н. э. эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде-
ний лазурита в горах бадахшана и нефрита в верхнем течении р. яркендарьи, в районе хотана.
в середине i тыс. до н. э. стал функционировать степной путь, протянувшийся из причерноморья к берегам дона, затем в земли савроматов в южное приуралье, к иртышу и, далее, на алтай, в страну агрипеев, населявших район верхнего иртыша и о. зайсан. по этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов.
в распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в центральную азию и средиземноморье.
в середине ii в. до н. э. шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.
во ii—v вв. шелковый путь, если следовать с востока, начинался в чаньани — древней столице китая и шел к переправе через хуанхэ в районе ланчжоу, далее вдоль северных отрогов нань шаня к западной окраине великой китайской стены, к заставе яшмовых ворот. здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню такла-макан. северная шла через оазисы хами, турфан, , шихо в долину р. или; средняя от чаочана к карашару, аксу и через перевал бедель к южному берегу иссык-куля — через дунхуан, хотан, яркенд в бактрию, индию и средиземноморье – это так называемый «южный путь». «северный путь» шел из кашгара в фергану и далее через самарканд, бухару, мерв и хамадан в сирию.
в vi—vii вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из китая на запад через семиречье и южный казахстан. такое перемещение пути можно объяснить несколькими причинами. во-первых, в семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через среднюю азию. во-вторых, дорога через фергану в vii в. стала опасной из-за междоусобиц. в-третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров.
через шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в vii—xiv вв. в течение столетий он претерпевал изменения: одни участки приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. так, в vi—viii вв. основной была трасса сирия — иран — средняя азия — южный казахстан — таласская долина — чуйская долина — иссык-кульская котловина — восточный туркестан. ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из византии через дербент в прикаспийские степи — мангышлак — приаралье — южный казахстан. он шел в обход сасанидского ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-дипломатический союз западнотюркского каганата в византии. в ix—xii вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через среднюю азию и ближний восток, малую азию в сирию, египет и византию, а в xiii—xiv вв. вновь оживляется. политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.
во время существования государства саков, усуней и кангюй во ii в. до н. э. — первой половине i тыс. н. э., когда шелковый путь уже активно функционировал, в казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из сасанидского ирана. в этот период в долинах чу, таласа и сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями.
во второй половине vi в. семиречье, южный казахстан вошли в состав тюркского каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от кореи до черного моря. в конце vi в. происходит оживление шелкового пути на участке семиречья и южного казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. в семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге казахстана способствовал быстрому росту городов. шелковый путь через среднюю азию, южный казахстан и семиречье функционировал вплоть до xiv в., пока междоусобицы и войны, к гибели городской культуры, и освоение морских путей в китай не к его угасанию.