Первые протестанты появились во Франции в начале 1520-х годов. Идеи Реформации проникали в страну как из Германии, так и из франкоговорящей Швейцарии. Несмотря на последовавшие запреты, преследования и массовые казни, гугенотская община Франции росла. К 1557 году 35 % населения Франции были гугенотами[5], в стране действовало 2 тыс. протестантских церквей; в протестантизм перешли и некоторые члены королевской семьи. В 1562 году серия насильственных инцидентов, в том числе резня в Вассиспровоцировала начало первой из многочисленных гугенотских войн. Одним из самых известных эпизодов противостояния католиков и гугенотов Франции стала Варфоломеевская ночь, жертвами которой были 30 тыс. протестантов. Тридцатилетний период религиозных войн во Франции был завершён Нантским эдиктом, даровавшим 1,25 млн гугенотам вероисповедные права. Эдикт был отменён Людовиком XIVв 1685 году. Только в 1787 году при Людовике XVI вышел новый указ о веротерпимости. Вскоре после этого были вновь открыты протестантские церкви.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ, АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА В. СУРИКОВ Василий Иванович Суриков (1848 - 1916) был прирожденным историческим живописцем. Сибиряк по происхождению, он еще в детстве проникся духом древнего патриархального уклада жизни, многие особенности которого сохранялись в быту ближайшего сибирского окружения будущего художника. Отправившись в 1868 г. в Петербург для поступления в Академию проездом через Москву, Суриков впервые видит "мать городов русских" - видит глазами своего детства, угадывая в ней ту "Древнюю Московию", куда, по его собственным словам, он смог поместить свои сибирские впечатления. После этого перед молодым Суриковым предстает город Петра, в своем европейском облике в корне противоположный духу московского царства. В смене зрительных впечатлений и образов во время этой первой поездки по России перед Суриковым, так сказать, в материальном воплощении возникли этапы русской истории - его путешествие из Сибири через Москву в Петербург было поистине путешествием...