Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать её политическому усилению. но основной целью была попытка России утвердиться в Прибалтике и получить выход к Балтийскому морю.
В XVII в. российская экономика имела, по преимуществу, натуральный характер. Однако именно в этом столетии начинается важный перелом — с постепенным преодолением тяжелых последствий Смуты происходит складывание всероссийского рынка. Ярким свидетельством данного процесса является существование большого количества сезонных ярмарок, самыми крупными из которых были: Макарьевская у Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская под Брянском и Архангельская. Важнейшим торговым центром, действующим круглый год, оставалась Москва.
Внутренняя торговля в России все еще была развита слабо, товарное производство обслуживало лишь городское население и верхи общества. Основными участниками ярмарок и торгов являлись оптовики, связанные, по большей части, с внешней торговлей. Именно она была наиболее существенна для российской экономики и приносила максимальные барыши. В экспорте участвовали крупные вотчинники (боярин Б.И. Морозов, князь Я.К. Черкасский, князь Ю.И. Ромодановский и др.), монастыри и сам царь. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, полотно. Импортировались, в свою очередь, промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, оружие, стекло. Основными торговыми партнерами России на западе можно считать английских (Московская торговая компания) и голландских купцов, постоянно соперничавших друг с другом за торговые привилегии; на востоке — персидских, т.н. «кызылбашей».
но основной целью была попытка России утвердиться в Прибалтике и получить выход к Балтийскому морю.
Внутренняя торговля в России все еще была развита слабо, товарное производство обслуживало лишь городское население и верхи общества. Основными участниками ярмарок и торгов являлись оптовики, связанные, по большей части, с внешней торговлей. Именно она была наиболее существенна для российской экономики и приносила максимальные барыши. В экспорте участвовали крупные вотчинники (боярин Б.И. Морозов, князь Я.К. Черкасский, князь Ю.И. Ромодановский и др.), монастыри и сам царь. Вывозились меха, зерно, лен, пенька, кожи, полотно. Импортировались, в свою очередь, промышленные изделия, металл, сукно, предметы роскоши, оружие, стекло. Основными торговыми партнерами России на западе можно считать английских (Московская торговая компания) и голландских купцов, постоянно соперничавших друг с другом за торговые привилегии; на востоке — персидских, т.н. «кызылбашей».