В фольклорной героической песне обычно действует незначительное количество персонажей, охарактеризованных крайне поверхностно. Иначе обстоит дело в эпических поэмах, которые изобилуют действующими лицами, разделенными на две различных категории — боги и герои. Герои живут на земле, плавают по морям, к ним с вершины Олимпа спускаются боги. Последние уже полностью очеловечены и наделены человеческими добродетелями и пороками, но в иных, сверхчеловеческих масштабах. Существует предположение, что в образах богов, в описании их жилищ и нравов отразились воспоминания о древних микенских правителях. В отличие от людей боги бессмертны и сверхмощны. Они диктуют людям свою волю, которая обнаруживается в снах, полетах птиц, знамениях при жертвоприношениях и т. д. Власть судьбы обычно параллельна власти богов или же совпадает с нею, однако бывают случаи, когда боги бессильны перед судьбой. Так, в проэмии к «Илиаде» сказано, что все события произошли по воле Зевса, но в рассказе о жребиях, которые взвешивает Зевс, или в истории гибели сына Зевса Сарпедона, происходящей вопреки воле огорченного Зевса, отражены древние представления о непреодолимой власти судьбы. Эпический певец, так же как и его слушатели, верит в то, что боги активно вторгаются в человеческую жизнь, пробуждая волю людей, придавая им силу и предвещая успех или, наоборот, неудачу. В изображении божественного вмешательства отражено представление тех времен о жизни; поэтому все вторжения богов в человеческую жизнь проходят в границах допустимого для людей. Так, при всей своей ненависти боги не испепеляют небесным огнем Трою и не воскрешают мертвых. Для древнего аэда все происходящее на земле является следствием божественного вмешательства, однако у эпического поэта появляется тенденция понять события «под человеческим углом зрения» и найти для них иное объяснение. Примером подобного двойного зрения может служить все то, что происходит после поединка Менелая и Париса, закончившегося поражением последнего. Внезапно перед выстроенными рядами воинов проносится пылающий метеор. После этого к троянцу Пандару подходит другой троянец, по имени Лаодок, и убеждает его убить Менелая. Пандар сгоряча следует совету, но его стрела лишь легко ранит Менелая. Однако выстрел Пан-
45
дара нарушает обоюдно принятые клятвы, мир окончен, вновь начинается война, и за клятвопреступление Троя понесет жестокое наказание, ее судьба, таким образом, решена. Все описанное происходит на земле и кажется вполне правдоподобным, но поэт знает иной ход событий. После поединка собравшиеся на совет боги принимают решение погубить Трою, но им нужно, чтобы троянцы нарушили договор. Поэтому Афина летит на землю, а люди воспринимают ее полет как падение метеора. Она принимает образ Лаодока, и все происходит по заранее намеченной богами программе. Таким образом, поэт уже умеет быть верным исторической правде описываемых событий, но, сохраняя представление об обязательном божественном вмешательстве, вносит в описание элементы, в которых раскрывается единство его замысла, его творческое отношение к древнему преданию. В преступлении Париса было заложено объяснение и оправдание войны для всего троянского цикла мифов; выстрел же Пандара был объяснением и оправданием войны, начавшейся в «Илиаде», предрешившим ее исход для Трои, т. е. служил обоснованием «Илиады» как отдельного и законченного произведения. Боги «Одиссеи» значительно отличаются от богов «Илиады», что объясняется, с одной стороны, изменением представлений о людях в «Одиссее», а с другой — более широким социальным фоном последней поэмы. Люди в «Одиссее» изображены сильными, уверенными в своих возможностях, инициативными и энергичными, боги, за исключением покровительницы Одиссея Афины, отдалены от людей и живут своей, особой жизнью, издали наблюдая за порядком и справедливостью на земле.
Дел беззаконных, однако, блаженные боги не любят: Правда одна и благие поступки людей им угодны.
История любого народа характеризуется периодами процветания и угнетения. Русь не исключение. После Золотого века под правлением могущественных и умных князей начался период междоусобных войн за место правителя. Трон был один, а претендентов много.
Могущественное государство страдало от вражды сыновей и внуков княжеской крови, их братьями и дядьками. В этот период Бытый организовал походы своего войска. Отсутствие единства и взаимо сделали походы Батыя на Русь успешными. Города в те времена были слабыми: крепости постарели, дефицит денег, подготовка воинов не проводилась. Обыкновенные горожане и селяне стали на защиту своих домов. Они не имели военного опыта и не были знакомы с оружием.
К другим причинам поражения относят хорошую подготовку и организованность Батыя. Еще во времена Чингиз-хана разведчики рассказывали про богатство городов Руси и их слабость. В качестве разведывательной операции оказался поход к реке Калке. Сила и строжайшая дисциплина победить монголо-татарам. После захвата Китая в их руках появились новейшие технологии без существовавших аналогов в мире.
Первый поход Батыя на Русь и его результаты
Монголы дважды вторгались на Русь. Первый поход Батыя на Русь происходил в 1237-1238 годах. Во главе монголо-татарского войска стоял внук Чингиз-хана – Джучи-Бату (Батый). В своей власти он имел западную часть земель.
Гибель Чингиз-хана передвинула военные походы на некоторое время. За это время силы монгол значительно выросли. Сыновьям хана удалось подчинить Северный Китай и Волжскую Булгарию. Войско полководцев пополнились кипчаками.
Первое вторжение не было оказалось неожиданностью для Руси. В летописях подробно описывают этапы передвижения монгол до их похода на Русь. В городах шла активная подготовка к нашествию орды. Русские князья не забыли битву на Калке, но они надеялись разгромить опасного противника легко и быстро. Но военные силы Батыя были огромны – до 75 тысяч хорошо оснащенных воинов.
В конце 1237 года орда перешла Волгу и стала у границ Рязанского княжества. На предложения Батыя о покорении и постоянной выплате дани рязанцы категорически отказались. Рязанское княжество просила военной у князей Руси, но не получило его. Бои продолжались 5 дней. Столица пала и была полностью уничтожена. Население, включая княжескую семью, было убито. Аналогичное произошло с рязанскими землями.
45
дара нарушает обоюдно принятые клятвы, мир окончен, вновь начинается война, и за клятвопреступление Троя понесет жестокое наказание, ее судьба, таким образом, решена.
Все описанное происходит на земле и кажется вполне правдоподобным, но поэт знает иной ход событий. После поединка собравшиеся на совет боги принимают решение погубить Трою, но им нужно, чтобы троянцы нарушили договор. Поэтому Афина летит на землю, а люди воспринимают ее полет как падение метеора. Она принимает образ Лаодока, и все происходит по заранее намеченной богами программе. Таким образом, поэт уже умеет быть верным исторической правде описываемых событий, но, сохраняя представление об обязательном божественном вмешательстве, вносит в описание элементы, в которых раскрывается единство его замысла, его творческое отношение к древнему преданию. В преступлении Париса было заложено объяснение и оправдание войны для всего троянского цикла мифов; выстрел же Пандара был объяснением и оправданием войны, начавшейся в «Илиаде», предрешившим ее исход для Трои, т. е. служил обоснованием «Илиады» как отдельного и законченного произведения.
Боги «Одиссеи» значительно отличаются от богов «Илиады», что объясняется, с одной стороны, изменением представлений о людях в «Одиссее», а с другой — более широким социальным фоном последней поэмы. Люди в «Одиссее» изображены сильными, уверенными в своих возможностях, инициативными и энергичными, боги, за исключением покровительницы Одиссея Афины, отдалены от людей и живут своей, особой жизнью, издали наблюдая за порядком и справедливостью на земле.
Дел беззаконных, однако, блаженные боги не любят:
Правда одна и благие поступки людей им угодны.
Могущественное государство страдало от вражды сыновей и внуков княжеской крови, их братьями и дядьками. В этот период Бытый организовал походы своего войска. Отсутствие единства и взаимо сделали походы Батыя на Русь успешными. Города в те времена были слабыми: крепости постарели, дефицит денег, подготовка воинов не проводилась. Обыкновенные горожане и селяне стали на защиту своих домов. Они не имели военного опыта и не были знакомы с оружием.
К другим причинам поражения относят хорошую подготовку и организованность Батыя. Еще во времена Чингиз-хана разведчики рассказывали про богатство городов Руси и их слабость. В качестве разведывательной операции оказался поход к реке Калке. Сила и строжайшая дисциплина победить монголо-татарам. После захвата Китая в их руках появились новейшие технологии без существовавших аналогов в мире.
Первый поход Батыя на Русь и его результаты
Монголы дважды вторгались на Русь. Первый поход Батыя на Русь происходил в 1237-1238 годах. Во главе монголо-татарского войска стоял внук Чингиз-хана – Джучи-Бату (Батый). В своей власти он имел западную часть земель.
Гибель Чингиз-хана передвинула военные походы на некоторое время. За это время силы монгол значительно выросли. Сыновьям хана удалось подчинить Северный Китай и Волжскую Булгарию. Войско полководцев пополнились кипчаками.
Первое вторжение не было оказалось неожиданностью для Руси. В летописях подробно описывают этапы передвижения монгол до их похода на Русь. В городах шла активная подготовка к нашествию орды. Русские князья не забыли битву на Калке, но они надеялись разгромить опасного противника легко и быстро. Но военные силы Батыя были огромны – до 75 тысяч хорошо оснащенных воинов.
В конце 1237 года орда перешла Волгу и стала у границ Рязанского княжества. На предложения Батыя о покорении и постоянной выплате дани рязанцы категорически отказались. Рязанское княжество просила военной у князей Руси, но не получило его. Бои продолжались 5 дней. Столица пала и была полностью уничтожена. Население, включая княжескую семью, было убито. Аналогичное произошло с рязанскими землями.