В 1136 г. новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода… а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: не бережёт смердов… бежал с поля битвы впереди всех, а из‑за того много убитых… В лето 1137 бежал Константин посадник к Всеволоду и несколько иных добрых мужей… В то же лето пришёл князь Всеволод Мстиславич в Псков, желая сесть опять на столе своём в Новгороде, позванный тайно новгородскими и псковскими мужами, его сторонниками. И как услышано было, что Всеволод в Пскове… и великий мятеж был в Новгороде, и побежали другие к Всеволоду в Псков, и взяли на разграбление дома их… да ещё и то искали, кто сторонник Всеволода из бояр, с тех взяли по полторы тысячи гривен и дали купцам снаряжаться на войну; брали и с невиновных…
Во Как относится летописец к князю Всеволоду Мстиславичу? Докажите своё мнение цитатами из документа.
2. В чём новгородцы обвиняли князя Всеволода?
3. На основе документа сделайте выводы о взаимоотношениях между князьями и новгородцами, между разными группировками среди самих новгородцев.
В Западной Европе в 16 в. социально-политическое движение против феодализма, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти
Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.
О влиянии Реформация на ДУХОВНУЮ жизнь общества. Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ) , так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.
Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве ПОЛИТИЧЕСКОМ. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ плане Реформация смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже самая этика протестантов развитию экономики!
Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила
внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала
нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских
стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой,
протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией
католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии
постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.
Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в
становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого
социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или
иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в
художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла
перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно
мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую
для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и
совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Реформация появлению человека буржуазного общества -
независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и
ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских
идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.
Протестантская реформация, произошедшая на территории Центральной и Северной Европы, навсегда изменила духовную, политическую и экономическую жизнь европейцев. Протестанты заявили решительный протест папскому произволу в Европе. Они восхваляли постоянный труд на благо своей веры, руководствуясь особой этикой, отличной от католической. Теперь успешный и богатый человек был не греховен, а наоборот, праведен, т.к протестанты считали, что ему благоволят небеса. В политическом плане протестантские и католические страны вели войну друг с другом.