В 70-80-е гг. XIV в. против Могулистана эмир Тимур совершил около десятка грабительских набегов. К концу 80-х гг. сложился политический союз правителей Могулистана и Ак Орды против Тимура. В ответ на объединение сил против него Тимур предпринял два наиболее тяжелых для коренного населения степи по своим последствиям грабительских похода: в 1389 г. - в Могулистан и в 1390-1391 гг. - в Ак Орду и Золотую Орду. В результате изнурительной борьбы с агрессией Тимура Могулистан распался на уделы. Хан Могулистана Кызыр- кожа (1380-1399) вынужден был признать себя вассалом Тимура. В первой половине XV в. усилилась раздробленность, и тимуриды продолжали притязать на Семиречье и Кашгарию. Положение упрочилось при сыне Кызыр-кожи Мухаммед хане (1408-1416). При нем Могулистан стал независимым от Тимуридов, удалось вернуть земли в долинах p. Чу и Таласа. В первой половине XV в. на восточные рубежи Могулистана начались набеги ойратов - западной части монголов (в среднеазиатских они назывались - калмаками). Борьбу с ними организовал Уаис-хан (1418-1428). Он вынужден был перенести свою ставку из Турфана в г. Илибалык в Семиречье
Определите причины ослабления и распада Могулистана, историческую роль Могулистана распри в династии Чагатаидов
разгром войск эмира Тимура
войны с Тимуром и ойратские набеги
ослабление Государства кочевых узбеков
объединение племён Семиречья, которые в будущем составили Старший Жуз.
подготовлены условия для образования Казахского ханства
союз с Мангытским юртом СОР
Ярослав поднял престиж церкви. В 1051 г. он утвердил киевским митрополитом Иллариона (без ведома константинопольского патриарха). При Ярославе появились первые русские святые: были канонизированы Борис и Глеб - братья Ярослава, убитые в ходе междоусобицы.
В правление Ярослава начинается составление одного из крупных юридических памятников средневековья - «Русской правды» - свода законов Древнерусского государства. «Русская Правда» - ценнейший, а в ряде случаев и единственный источник по социально-экономической и политической истории Киевской Руси. В XI в. складывается так называемая краткая редакция «Русской Правды». Она состояла из двух частей:
1) «Древнейшая Правда» («Правда Ярослава») - кодекс, созданный Ярославом после победы над Святополком; в ней использовались уже существовавшие правовые нормы.
2) «Правда Ярославичей» - появилась в 70-х гг. XI в., а по мнению других исследователей - в середине XI в. В ней отражается факт складывания княжеского домениального землевладения (домен - лат. «владение») - большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Владимир Мономах переработал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды».
После смерти Ярослава Мудрого усилилась тенденция к раздроблению русских земель. Ярослав разделил земли между пятью сыновьями и внуком. Традиционно на Руси существовал «очередной порядок» правления: русская земля считалась общим достоянием княжеского рода. Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения - тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь. По замыслу Ярослава Мудрого старшинство должно определяться следующим образом: за властвовавшим киевским князем шли все его братья, после их смерти - их старшие сыновья. Такой порядок престолонаследия вызывал постоянные распри между братьями князей и их детьми, междоусобицы (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев; если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства, становились «изгоями»).
В 1097 г. по инициативе Переяславского князя Владимира Мономаха (прозвище перешло к нему от деда - византийского императора) князья собрались на съезд в Любече, на котором было принято решение: «Кождо да держит отчину свою». Таким образом, Русь распалась на «отчины» - наследственные владения различных ветвей княжеского рода. Киев по-прежнему считался главным среди русских городов, и правил там старший, великий князь. От окончательного распада Киевскую Русь сдерживал внешний фактор - появление к середине XI в. в южнорусских степях новых кочевников - половцев. Но и после Любечского съезда прекратить усобицы не удалось.
В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич - жадный, корыстолюбивый, очень непопулярный среди населения. В Киеве поднялось восстание, продолжавшееся четыре дня. Киевские бояре пригласили на княжение шестидесятилетнего Владимира Мономаха (внука Ярослава Мудрого), который к тому времени пользовался заслуженной популярностью на Руси.
Владимир Мономах восстановил единство Руси, так как его авторитет среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Он нанес ряд тяжелых поражений половцам, заставил их прекратить набеги. При Владимире Мономахе укрепился международный авторитет Руси. В его правление была составлена «Повесть временных лет», авторство которой приписывается монаху КиевоПечерского монастыря Нестору.
Сыну Владимира Мономаха - Мстиславу (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После его смерти Киевская Русь окончательно распалась на княжества.