Ро до вые об щи ны об ра зо вы ва ли и неан дер таль цы, и кро ма ньон цы.
Неан дер таль цы – бо ко вая ветвь эво лю ци он но го древа, к ко то ро му при над ле жит со вре мен ный че ло век. Не счи та ет ся непо сред ствен ным пред ком че ло ве ка со вре мен но го типа.
Кро ма ньо нец – че ло век со вре мен но го типа. Кро ма ньон цы стали жить ро до вы ми об щи на ми. (До пол ни тель ная ин фор ма ция по теме)
Охота: ею за ни ма лись муж чи ны со об ща. Охо ти лись на ма мон тов, диких ло ша дей, би зо нов, быков, шер сти стых но со ро гов. Ис поль зо ва ли не толь ко мясо, но и шкуры (шили одеж ду), кости (стро и ли жи ли ща).
Со би ра тель ство: это в ос нов ном жен ское за ня тие. Они со би ра ли клуб ни, грибы, ягоды, ли чин ки на се ко мых, мед диких пчел.
Ры бо лов ство
Ору дия (их де ла ли из камня, а также из бив ней ма мон та и рогов оле ней): • ка мен ный гар пун, • лук и стре лы, изоб ре те ны 12 тыс. лет назад, • ка мен ный топор.
Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей, костей и шкур крупных животных. Охота становилась важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копье, сделан¬ное целиком из дерева. Первобытные люди вырубали каменными рубилами длинные и прочные палки, заостряли их, а затем для придания большей твердости обжигали на огне. На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растении или кожаными ремешками привязывали троконечник.
Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, обходимый при охоте на крупную рыбу. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным».
Как охотники добывали зверя.
Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, о могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны на¬падавшим на него охотникам.
Лук и стрелы.
Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев сделать величайшее изобре¬тение — охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
От человеческого стада к родовой общине.
Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! «Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,— значит, он «свои», ему надо всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на заслоню собой. Так же он поступит в отноше¬нии меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного.
Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей.
Женщины занимались собирательством, поддерживали огонь в костре, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Все сородичи имели право на долю в охотничьей добыче, а также в плодах, ягодах и кореньях, со¬бранных женщинами. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и рога, шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.
Неан дер таль цы – бо ко вая ветвь эво лю ци он но го древа, к ко то ро му при над ле жит со вре мен ный че ло век. Не счи та ет ся непо сред ствен ным пред ком че ло ве ка со вре мен но го типа.
Кро ма ньо нец – че ло век со вре мен но го типа. Кро ма ньон цы стали жить ро до вы ми об щи на ми. (До пол ни тель ная ин фор ма ция по теме)
Охота: ею за ни ма лись муж чи ны со об ща. Охо ти лись на ма мон тов, диких ло ша дей, би зо нов, быков, шер сти стых но со ро гов. Ис поль зо ва ли не толь ко мясо, но и шкуры (шили одеж ду), кости (стро и ли жи ли ща).
Со би ра тель ство: это в ос нов ном жен ское за ня тие. Они со би ра ли клуб ни, грибы, ягоды, ли чин ки на се ко мых, мед диких пчел.
Ры бо лов ство
Ору дия (их де ла ли из камня, а также из бив ней ма мон та и рогов оле ней):
• ка мен ный гар пун,
• лук и стре лы, изоб ре те ны 12 тыс. лет назад,
• ка мен ный топор.
Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей, костей и шкур крупных животных.
Охота становилась важнейшим занятием. Главным охотничьим орудием долгое время было копье, сделан¬ное целиком из дерева. Первобытные люди вырубали каменными рубилами длинные и прочные палки, заостряли их, а затем для придания большей твердости обжигали на огне. На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растении или кожаными ремешками привязывали троконечник.
Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, обходимый при охоте на крупную рыбу. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным».
Как охотники добывали зверя.Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, о могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны на¬падавшим на него охотникам.
Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев сделать величайшее изобре¬тение — охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.
От человеческого стада к родовой общине.
Человеческие коллективы становились все более сплоченными. Такие коллективы стадами уже не назовешь! «Люди разумные» жили родовыми общинами. В них родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич,—
значит, он «свои», ему надо всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на заслоню собой. Так же он поступит в отноше¬нии меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду. В родовой общине действовал обычай: один за всех, все за одного.
Сородичи-мужчины сообща охотились на зверей.
Женщины занимались собирательством, поддерживали огонь в костре, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.
Все сородичи имели право на долю в охотничьей добыче, а также в плодах, ягодах и кореньях, со¬бранных женщинами. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и рога, шкуры животных.
Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.