Московские соборы 1666 и 1667 годов.- Соловецкое возмущение. - Козацкие движения на восточной украйне и причины их.- Воровство на Волге.- Городок Рига.- Возмущение Васьки Уса в воронежских и тульских местах.- Стенька Разин.- Его воровство на Волге.- Разин в Яицком городке.- Его морской поход.- Стенька в Астрахани с повинною.- Впечатление, им здесь произведенное.- Стенька бушует в Царицыне.- Вызов его воеводам.- Разин на Дону.- Его вторичный поход на Волгу.- Взятие Царицына.- Разбитие московских стрельцов.- Измена стрельцов астраханских.- Взятие Астрахани и кровавые следствия.- Приход Разина под Симбирск и отступление князя Борятинского.- Вторичный приход Борятинского, под Симбирск и поражение Разина.- Бунт по всей восточной украйне.- Движения Мишки Харитонова, Васьки Федорова и Максима Осипова.- Осада Желтоводского монастыря.- Волнения в Нижнем Новгороде.- Главный воевода князь Юрий Долгорукий.- Удачные действия воевод Леонтьева и Щербатова.- Действия воеводы Якова Хитрово.- Движения Долгорукого.- Победы Борятинского на Урени, Кандаратке и у Тургенева.- Победы Щербатова, Хитрово, Леонтьева и Данилы Борятинского.- Неудача Разина на Дону.- Он схвачен и казнен в Москве.- Действия козаков в Астрахани.- Гибель митрополита Иосифа.- Неудача козаков под Симбирском.- Сдача Астрахани воеводе Милославскому.- Осада Соловецкого монастыря.- Его взятие.
Еще в то время, как участь Никона не была решена, еще до приезда патриархов восточных, собор духовенства русского решил участь противников Никона, которые ратовали против его новшеств, против исправления книг. В феврале 1666 года десять архиереев решили предварительно признавать православными патриархов греческих, несмотря на то что они живут под властью султана; признавать православными и греческие книги, ими употребляемые; наконец, признавать правильным Московский собор 1654 года. Вятский епископ Александр, архимандрит Муромского монастыря Антоний, игумны - Златоустовского монастыря Феоктист и Бизюкова Сергий Солтыков; монахи - Ефрем Потемкин, Сергий, Серапион, Григорий (Иоанн Неронов), поп Никита принесли собору покаяние в сопротивлении своем новоисправленным книгам и получили разрешение. Нераскаявшиеся были преданы анафеме и наказаны: протопоп Аввакум заточен в Пустоозерский острог; дьякон Феодор и после поп Лазарь лишены языка и сосланы туда же. В одиннадцать заседаний дело об исправлении книг было окончено: написали наставление духовенству с увещанием употреблять новоисправленные книги, а во всех спорных пунктах относительно крестного знамения, аллилуи и проч. сообразоваться с восточною православною церковью. Кроме того, собор рассмотрел и издал Жезл Правления, книгу ученого белорусского монаха Симеона Полоцкого, направленную против раскольников. Восточные патриархи, осудившие Никона, вместе с новым московским патриархом Иоасафом II подтвердили определения собора 1666 года; тут же решено было не перекрещивать латын при переходе их в православие. Антиохийский патриарх Макарий с дороги из Макарьевского Желтоводского монастыря писал в Москву к патриарху Иоасафу: «В здешней стране много раскольников и противников не только между невеждами, но и между священниками: вели их смирять и крепким наказанием наказывать».
Не сильно длинно?: Казахская культура – своеобразная и самобытная. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох. В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература, историко-летописные и правовые сочинения, ораторское искусство, музыкальное и народно драматическое творчество и народные увеселительные игры.
Московские соборы 1666 и 1667 годов.- Соловецкое возмущение. - Козацкие движения на восточной украйне и причины их.- Воровство на Волге.- Городок Рига.- Возмущение Васьки Уса в воронежских и тульских местах.- Стенька Разин.- Его воровство на Волге.- Разин в Яицком городке.- Его морской поход.- Стенька в Астрахани с повинною.- Впечатление, им здесь произведенное.- Стенька бушует в Царицыне.- Вызов его воеводам.- Разин на Дону.- Его вторичный поход на Волгу.- Взятие Царицына.- Разбитие московских стрельцов.- Измена стрельцов астраханских.- Взятие Астрахани и кровавые следствия.- Приход Разина под Симбирск и отступление князя Борятинского.- Вторичный приход Борятинского, под Симбирск и поражение Разина.- Бунт по всей восточной украйне.- Движения Мишки Харитонова, Васьки Федорова и Максима Осипова.- Осада Желтоводского монастыря.- Волнения в Нижнем Новгороде.- Главный воевода князь Юрий Долгорукий.- Удачные действия воевод Леонтьева и Щербатова.- Действия воеводы Якова Хитрово.- Движения Долгорукого.- Победы Борятинского на Урени, Кандаратке и у Тургенева.- Победы Щербатова, Хитрово, Леонтьева и Данилы Борятинского.- Неудача Разина на Дону.- Он схвачен и казнен в Москве.- Действия козаков в Астрахани.- Гибель митрополита Иосифа.- Неудача козаков под Симбирском.- Сдача Астрахани воеводе Милославскому.- Осада Соловецкого монастыря.- Его взятие.
Еще в то время, как участь Никона не была решена, еще до приезда патриархов восточных, собор духовенства русского решил участь противников Никона, которые ратовали против его новшеств, против исправления книг. В феврале 1666 года десять архиереев решили предварительно признавать православными патриархов греческих, несмотря на то что они живут под властью султана; признавать православными и греческие книги, ими употребляемые; наконец, признавать правильным Московский собор 1654 года. Вятский епископ Александр, архимандрит Муромского монастыря Антоний, игумны - Златоустовского монастыря Феоктист и Бизюкова Сергий Солтыков; монахи - Ефрем Потемкин, Сергий, Серапион, Григорий (Иоанн Неронов), поп Никита принесли собору покаяние в сопротивлении своем новоисправленным книгам и получили разрешение. Нераскаявшиеся были преданы анафеме и наказаны: протопоп Аввакум заточен в Пустоозерский острог; дьякон Феодор и после поп Лазарь лишены языка и сосланы туда же. В одиннадцать заседаний дело об исправлении книг было окончено: написали наставление духовенству с увещанием употреблять новоисправленные книги, а во всех спорных пунктах относительно крестного знамения, аллилуи и проч. сообразоваться с восточною православною церковью. Кроме того, собор рассмотрел и издал Жезл Правления, книгу ученого белорусского монаха Симеона Полоцкого, направленную против раскольников. Восточные патриархи, осудившие Никона, вместе с новым московским патриархом Иоасафом II подтвердили определения собора 1666 года; тут же решено было не перекрещивать латын при переходе их в православие. Антиохийский патриарх Макарий с дороги из Макарьевского Желтоводского монастыря писал в Москву к патриарху Иоасафу: «В здешней стране много раскольников и противников не только между невеждами, но и между священниками: вели их смирять и крепким наказанием наказывать».