Развитие образования. в vii—viii веках греческий язык стал государственным языком империи. государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках, умеющих грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. грамотные люди встречались да¬же среди крестьян и ремесленников. наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. в них обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. кроме библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы гомера, трагедии эсхила и софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические . в ix веке при императорском дворце в константинополе была открыта высшая школа. в ней преподавали религию, мифологию, , , .
Висламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. вера в единого бога аллаха составляет мусульманского вероисповедания.аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю аллаха. к ним относятся носители доброго начала: джабраил, микаил, асрафил, азрил, ангелы смерти — накир и мункаф, страж рая — ридвана, страж ада — малика и воплощение зла—иблис, которого проклял аллах. для ислама характерна также вера в пророков: в коране встречается ряд библейских пророков: ибрахим (авраам), муса (моисей), пух (ной), иса (иисус). однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику аллаха» — мухаммеду.основное положение мусульманского символа веры гласит «нет бога кроме аллаха и мухаммед — посланник аллаха». мусульманин верит в бессмертие души, тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день страшного суда. с этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. ад — это место мук и страданий. в рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад. какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам аллах на страшном суде. он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. заступничество мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить аллаха простить грешника и направить его в рай. в исламе сильно выражена вера в божественное предопределение. все подчинено воле бога. воля бога ничем не связана и непостижима. в 6-ой суре аят 125 говорится: «кого пожелает вести аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». иначе говоря, аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле. основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина. первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры — «нет бога кроме аллаха и мухаммед — посланник его». произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.