самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого сената, установленного ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. современные политические деятели и авторы (кориолан, например) в царский период и в ранней республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. после ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. у трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. более поздние восстания вынудили сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.
после этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. с течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. некоторые патриции, например публий клодий пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. в риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. люди, добившиеся более высокого положения, такие как гай марий или цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.
после убийства юлия цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник юлия цезаря октавиан август. его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. как образно выразился римский писатель и философ сенека, «октавиан облекся в одежды республики».
сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление августа было неким «золотым веком» всей культуры древнего рима, и особенно . как заметил гораций, «в риме все стали писать стихи». будучи человеком мудрым и дальновидным, август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. в кружке мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление августа, -гораций, тибулл, вергилий.
публия вергилия марона (70-19 до н.э.) и октавиана августа связывала дружба со школьной скамьи, личное покровительство октавиана обеспечило вергилию положение в высшем обществе рима.
на протяжении всего срока правления октавиан не раз прибегал к поэтическому дару вергилия с целью оправдания и прославления своих деяний. например, стремясь навести порядок в голодной и разоренной усобицами стране, октавиан опирался на военных, предоставляя им землю, отнятую у прежних владельцев. вергилий, отражая картину происходивших событий, написал первое крупное произведение «буколики» (пастушеские песни). уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением, неким посланцем богов.
о мелибей, наш бог спокойствие это доставил. ибо он бог для меня, и -
восклицал вергилий устами героя.
вторым крупнейшим произведением вергилия стали «георгики» - земледельческая поэма в четырех книгах, воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. вергилий в ней подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы (проверку качества почвы, прививку деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел), перемежая их отступлениями философского и мифологического содержания. август понимал важность эстетического начала и силу воздействия поэзии на людей, поэтому, стараясь привлечь внимание граждан к сельскому хозяйству, он поручил прославление образа земледельца поэту. труд земледельца, признававшийся единственным достойным римского гражданина и воспетый звучными стихами вергилия, не мог не вызвать уважения даже у тех, кто не отличал пшеницу от ячменя. так как поэма построена в форме советов, в сознание читателя проникали сведения, давно позабытые в римских образованных кругах. разумеется, ни август, ни меценат, ни другие читатели «георгик» не смотрели на труд вергилия как на простое «руководство» - это была настоящая поэтическая книга. опыт с «георгиками» был настолько удачен, ибо поэма оживить любовь к земле и сельскому труду, что на очередном этапе своей политической деятельности август, не задумываясь, прибегнул вновь к поэтической поддержке
самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого сената, установленного ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. современные политические деятели и авторы (кориолан, например) в царский период и в ранней республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. после ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. у трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. более поздние восстания вынудили сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.
после этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. с течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. некоторые патриции, например публий клодий пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. в риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. люди, добившиеся более высокого положения, такие как гай марий или цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.
после убийства юлия цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник юлия цезаря октавиан август. его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. как образно выразился римский писатель и философ сенека, «октавиан облекся в одежды республики».
сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что правление августа было неким «золотым веком» всей культуры древнего рима, и особенно . как заметил гораций, «в риме все стали писать стихи». будучи человеком мудрым и дальновидным, август стремился поддерживать свое государство не только силой оружия. он окружил себя людьми, понимавшими силу искусства. в кружке мецената собирались поэты, прославлявшие стихами правление августа, -гораций, тибулл, вергилий.
публия вергилия марона (70-19 до н.э.) и октавиана августа связывала дружба со школьной скамьи, личное покровительство октавиана обеспечило вергилию положение в высшем обществе рима.
на протяжении всего срока правления октавиан не раз прибегал к поэтическому дару вергилия с целью оправдания и прославления своих деяний. например, стремясь навести порядок в голодной и разоренной усобицами стране, октавиан опирался на военных, предоставляя им землю, отнятую у прежних владельцев. вергилий, отражая картину происходивших событий, написал первое крупное произведение «буколики» (пастушеские песни). уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением, неким посланцем богов.
о мелибей, наш бог спокойствие это доставил. ибо он бог для меня, и -
восклицал вергилий устами героя.
вторым крупнейшим произведением вергилия стали «георгики» - земледельческая поэма в четырех книгах, воспевающая хлебопашество, садоводство, скотоводство и пчеловодство. вергилий в ней подробно и профессионально излагал сельскохозяйственные приемы (проверку качества почвы, прививку деревьев, лечение захворавших овец, способы поимки отроившихся пчел), перемежая их отступлениями философского и мифологического содержания. август понимал важность эстетического начала и силу воздействия поэзии на людей, поэтому, стараясь привлечь внимание граждан к сельскому хозяйству, он поручил прославление образа земледельца поэту. труд земледельца, признававшийся единственным достойным римского гражданина и воспетый звучными стихами вергилия, не мог не вызвать уважения даже у тех, кто не отличал пшеницу от ячменя. так как поэма построена в форме советов, в сознание читателя проникали сведения, давно позабытые в римских образованных кругах. разумеется, ни август, ни меценат, ни другие читатели «георгик» не смотрели на труд вергилия как на простое «руководство» - это была настоящая поэтическая книга. опыт с «георгиками» был настолько удачен, ибо поэма оживить любовь к земле и сельскому труду, что на очередном этапе своей политической деятельности август, не задумываясь, прибегнул вновь к поэтической поддержке
вибери из