Конституционная революция 1905—1911 гг. — буржуазно-демократическая революция в Иране, совпавшая с национально-освободительным движением. Она была вызвана засилием иностранцев в финансово-экономической сфере страны при попустительстве реакционной правящей верхушки. В революции участвовали в равной степени национальная буржуазия, мелкие ремесленники, либеральные помещики и крестьяне. Центром конституционного движения стали северные провинции, прежде всего Иранский Азербайджан. В ходе революции был создан Меджлис (парламент), принята конституция. Тем не менее в итоге была восстановлена власть Каджаров, а страна разделена на сферы влияния между Россией и Англией. Причины революции
Конституционная революция во многом была вызвана внутренней и внешней политикой правящей династии Каджаров, которые не имели реальной социальной базы и были вынуждены лавировать между аристократическими родами, натравливая их друг на друга. С появлением у европейских держав империалистического интереса к Ирану Каджары пытались лавировать между Россией и Великобританией, постепенно отдавая ресурсы страны иностранным компаниям. Одним из ярких примеров кабальных концессий, выданных иностранцам, была концессия, выданная барону Рейтеру на пользование природными ресурсами и прокладку железных дорог. В результате политики Каджаров Иран к началу XX века фактически стал конгломератом племен и правителей, связанных, как правило, только родовыми и личными узами. Национальная буржуазия была в корне задушена иностранными монополиями. Повод и начало волнений
Непосредственным поводом к восстанию стал приказ 12 декабря 1905 тегеранского генерал-губернатора Ала эд-Доуле бить палками по пяткам купцов, которые подняли цены на импортный сахар, якобы нарушив его предписание. Это вызвало волнения в столице, которые нарастали к лету 1906. Если зимой восставшие требовали создать судебную палату, перед которой все будут равны, отставки садр-азама (премьер-министра) Айн эд-Доуле и главы таможен бельгийца Науса, то летом в Тегеране начались открытые демонстрации с требованием принятия конституции и созыва меджлиса — парламента. Созыв меджлиса и принятие первой части конституции
Опасаясь арестов, 16 июля 1906 девять купцов укрылись в бест в саду дипломатической миссии Великобритании, и к концу июля к ним присоединилось около 14000 человек. В то же время около 200 муджтехидов выехали из столицы в священный город Кум. Это вынудило Мозафереддин-шаха издать 9 сентября положение о выборах в меджлис. Избирательные права получили только мужчины старше 25 лет, пользующиеся местной известностью и подходящие по имущественному цензу.
В сентябре в Тебризе был создан первый в истории Ирана энджумен — выборный революционный орган. Ему удалось урегулировать цены на хлеб, взять на себя судебные функции и охрану безопасности.
К концу октября меджлисом был разработан проект конституции, ограничивающий деятельность шаха и правительства. Однако шахский двор не торопился принимать этот проект: дело было в том, что Мозафереддин-шах был тяжело болен и должен был скоро умереть, а на его место прийти убежденный реакционер Мухаммед-Али мирза, чьим воспитателем, а в будущем — советником, был российский агент Сергей Маркович Шапшал. [1] Однако болезнь шаха затягивалась, и после внесения некоторых изменений 30 декабря Мозафереддин-шах был вынужден подписать первую часть конституции — положение о правах и полномочиях меджлиса, после чего через пять дней скончался. Первая часть Основного закона регулировала деятельность меджлиса, отдавала в его компетенцию финансовые вопросы, передачу государственного имущества, изменение границ государства, выдачу концессий и заключение займов, строительство шоссейных и железных дорог.
Мирон Дискобол Великий скульптор Мирон. , работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый 'Дискобол', известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ. Статуя «Дискобол» дошла до наших дней в нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола» , слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности. Дискобол Мирона. Бронза. Рим, Национальный Римский музей В новейшее время был произведен любопытный опыт восстановления первоначального вида статуи. Слепок с найденного в Castel Porziano в 1906-м году хорошего, но плохо сохранившегося, экземпляра был дополнен при слепков: с головы экземпляра Lancelotti, с правой руки повторения в Casa Buonarotti во Флоренции, и со ступней ног статуи Британского музея в Лондоне. На скомбинированном таким образом полном экземпляре были удалены подпоры, а вся фигура покрыта краской цвета патинированной бронзы. Получился поразительный результат: впечатление несравненно более цельное и живое, чем на любом мраморном экземпляре, и безусловно более близкое к первоначальному виду знаменитой статуи.
Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобол» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом» .
Дискобол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности бронза обладала ещё одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу.
Причины революции
Конституционная революция во многом была вызвана внутренней и внешней политикой правящей династии Каджаров, которые не имели реальной социальной базы и были вынуждены лавировать между аристократическими родами, натравливая их друг на друга. С появлением у европейских держав империалистического интереса к Ирану Каджары пытались лавировать между Россией и Великобританией, постепенно отдавая ресурсы страны иностранным компаниям. Одним из ярких примеров кабальных концессий, выданных иностранцам, была концессия, выданная барону Рейтеру на пользование природными ресурсами и прокладку железных дорог. В результате политики Каджаров Иран к началу XX века фактически стал конгломератом племен и правителей, связанных, как правило, только родовыми и личными узами. Национальная буржуазия была в корне задушена иностранными монополиями.
Повод и начало волнений
Непосредственным поводом к восстанию стал приказ 12 декабря 1905 тегеранского генерал-губернатора Ала эд-Доуле бить палками по пяткам купцов, которые подняли цены на импортный сахар, якобы нарушив его предписание. Это вызвало волнения в столице, которые нарастали к лету 1906. Если зимой восставшие требовали создать судебную палату, перед которой все будут равны, отставки садр-азама (премьер-министра) Айн эд-Доуле и главы таможен бельгийца Науса, то летом в Тегеране начались открытые демонстрации с требованием принятия конституции и созыва меджлиса — парламента.
Созыв меджлиса и принятие первой части конституции
Опасаясь арестов, 16 июля 1906 девять купцов укрылись в бест в саду дипломатической миссии Великобритании, и к концу июля к ним присоединилось около 14000 человек. В то же время около 200 муджтехидов выехали из столицы в священный город Кум. Это вынудило Мозафереддин-шаха издать 9 сентября положение о выборах в меджлис. Избирательные права получили только мужчины старше 25 лет, пользующиеся местной известностью и подходящие по имущественному цензу.
В сентябре в Тебризе был создан первый в истории Ирана энджумен — выборный революционный орган. Ему удалось урегулировать цены на хлеб, взять на себя судебные функции и охрану безопасности.
К концу октября меджлисом был разработан проект конституции, ограничивающий деятельность шаха и правительства. Однако шахский двор не торопился принимать этот проект: дело было в том, что Мозафереддин-шах был тяжело болен и должен был скоро умереть, а на его место прийти убежденный реакционер Мухаммед-Али мирза, чьим воспитателем, а в будущем — советником, был российский агент Сергей Маркович Шапшал. [1] Однако болезнь шаха затягивалась, и после внесения некоторых изменений 30 декабря Мозафереддин-шах был вынужден подписать первую часть конституции — положение о правах и полномочиях меджлиса, после чего через пять дней скончался. Первая часть Основного закона регулировала деятельность меджлиса, отдавала в его компетенцию финансовые вопросы, передачу государственного имущества, изменение границ государства, выдачу концессий и заключение займов, строительство шоссейных и железных дорог.
Великий скульптор Мирон. , работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый 'Дискобол', известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Статуя «Дискобол» дошла до наших дней в нескольких различных
по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола» , слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности.
Дискобол Мирона.
Бронза.
Рим, Национальный Римский музей
В новейшее время был произведен любопытный опыт восстановления первоначального вида статуи. Слепок с найденного в Castel Porziano в 1906-м году хорошего, но плохо сохранившегося, экземпляра был дополнен при слепков: с головы экземпляра Lancelotti, с правой руки повторения в Casa Buonarotti во Флоренции, и со ступней ног статуи Британского музея в Лондоне. На скомбинированном таким образом полном экземпляре были удалены подпоры, а вся фигура покрыта краской цвета патинированной бронзы. Получился поразительный результат: впечатление несравненно более цельное и живое, чем на любом мраморном экземпляре, и безусловно более близкое к первоначальному виду знаменитой статуи.
Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобол» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом» .
Дискобол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности бронза обладала ещё одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу.