"В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков, вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в обобществленное хозяйство, сравнявшись в нищете. . . . Принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой. . . надрывает самое идею. . . "
Почему, по мнению автора дневника, "в деревне стоит стон"? Что подрывает идею обобществления индивидуальных хозяйств? Чем были опасны эти настроения крестьян?
С середины 60-х гг. диссидентское движение «вышло на свет», стало открытым, гласным.
Наиболее активные формы протеста были характерны главным образом для трех слоев общества: творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. В связи с этим в диссидентском движении можно выделить несколько основных направлений:
- гражданское («политическое»). Самым масштабным в этом направлении было правозащитное движение;
- религиозное (адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, православные, пятидесятники и др.);
- национальное (движения украинцев, литовцев, латышей, эстонцев, армян, грузин, крымских татар, евреев, немцев и др.);
- литературно-культурное (создание литературных произведений и произведений искусства, невостребованных властью и временем).
Начало открытому диссидентскому движению было положено в 1965 г. арестом писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ «Прогулки с Пушкиным» и обвиненных в антисоветской агитации. Суд над писателями явился первым публичным политическим процессом за последние 20 лет и вызвал общественную реакцию в стране и за рубежом