разделение людей на классы издавно было связано с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. в различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.
однако, большинство людей убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. при этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. в этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.
в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.
разделение людей на классы издавно было связано с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. в различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.
однако, большинство людей убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. при этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. в этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.
подробнее - на -
в первых десятилетиях xv века в искусстве италии происходит решительный перелом. возникновение мощного очага ренессанса во флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. творчество донателло, мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма. они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности.
в своей борьбе с традицией готики художники раннего возрождения искали опору в античности и искусстве проторенессанса. то, что только интуитивно, на ощупь искали мастера проторенессанса, теперь основывается на точных знаниях.
итальянское искусство xv века отличается большой пестротой. различие условий, в которых формируются местные школы, порождает разнообразие художественных течений. новое искусство, победившее в начале xv века в передовой флоренции, далеко не сразу получило признание и распространение в других областях страны. в то время как во флоренции работали брунелесски, мазаччо, донателло, в северной италии еще были живы традиции византийского и готического искусства, лишь постепенно вытесняемые ренессансом.
главным очагом раннего возрождения была флоренция. флорентийская культура первой половины и середины xv века разнообразна и богата. с 1439 года, со времени состоявшегося во флоренции вселенского церковного собора, на который прибыли в сопровождении пышной свиты византийский император иоанн палеолог и константинопольский патриарх, и особенно после падения византии в 1453 году, когда многие бежавшие с востока ученые нашли прибежище во флоренции, город этот становится одним из главных в италии центров изучения греческого языка, а также и философии древней греции. и все же ведущая роль в культурной жизни флоренции первой половины и середины xv века, бесспорно, принадлежала искусству.